Великобритания, а также все территории под властью британской короны, объявили войну нацистской Германии в 1939 году, сразу после того как последняя вторглась на территорию Польши. Согласно Уинстону Черчиллю, «1 сентября в 9 часов 60 минут вечера Англия предъявила Германии ноту, а 3 сентября в 9 часов утра за ней последовал ультиматум» [1]. Компартия Великобритании заявляла, что начавшаяся война есть «война за прибыли, рынки и мировое господство» [2].

Пока армия Германии вела военные действия против Польши на востоке, союзные войска Великобритании и Франции никаких активных боевых действий на суше не предпринимали. Быстрое поражение Польши сделало временно́й период, во время которого можно было заставить Германию воевать на два фронта, очень коротким. В итоге переброшенные во Францию с сентября 1939 по февраль 1940 года Британские экспедиционные силы в составе 10 дивизий бездействовали. С лёгкой руки американских журналистов, этот период Второй мировой войны стали называть «Странной войной» (Phony War, русск. фальшивая, ненастоящая война) [3].

Период «Странной войны» был использован немецким командованием в качестве стратегической паузы, которая позволила Германии успешно реализовать Польскую кампанию, операцию «Везерюбунг» (по захвату Дании), а также подготовить план «Гельб» (против стран современного Бенилюкса и Франции).

Немецкий военачальник А. Йодль позже утверждал: «Если мы ещё в 1939 году не потерпели поражение, то только потому, что около 110 французских и английских дивизий, стоявших во время нашей войны с Польшей на Западе против 23 немецких дивизий, абсолютно бездействовали».

Однако ситуация на море развивалась по иному сценарию. Уже 3 сентября, всего через несколько часов после объявления войны Германии, английский пассажирский пароход «Атения» был торпедирован и затоплен немецкой подводной лодкой U-30. Немецкое командование утверждало, что пароход ошибочно был принят за вспомогательный крейсер [5]. 5 и 6 сентября у берегов Испании были потоплены корабли «Босния», «Ройал Сетр» и «Рио Кларо». Эти обстоятельства вынудили Великобританию ввести конвоирование судов.

В октябре 1939 года немецкой подводной лодкой был затоплен английский линкор «Ройал Оук».

ВВС Великобритании, также как и ВМФ, начали вести боевые действия вскоре после объявления войны: 4 сентября бомбардировщики «Бленхейм» и «Веллингтон» атаковали немецкие военные корабли, находившиеся в Северном море.

Перед вступлением Англии в войну Бомбардировочное командование, крупнейшее объединение боевой авиации английских ВВС, насчитывало 55 эскадрилий, из которых 33, насчитывавшие 480 самолетов, были выделены в первый эшелон для непосредственного проведения боевых действий [6].

Остальные 22 эскадрильи были выделены в резерв для покрытия первоначальных потерь бомбардировочной авиации, а также использовались для нужд боевой подготовки. Из 33 боевых эскадрилий, десять были переброшены с началом войны во Францию. На вооружении этих эскадрилий находились устаревшие одномоторные бомбардировщики «Бэттл» с небольшим радиусом действия и слабым вооружением, совершенно не пригодные для проведения бомбардировочных налетов на Германию с аэродромов Англии. 23 эскадрильи, базировавшиеся в Англии, были вооружены более современными самолетами. Шесть эскадрилий 2-й авиагруппы имели на вооружении двухмоторные самолеты «Бленхейм-IV», являвшиеся в то время самыми скоростными английскими бомбардировщиками, которые, однако, имели небольшой радиус действия и небольшую бомбовую нагрузку. Остальные эскадрильи 2-й авиагруппы были вооружены двухмоторными бомбардировщиками «Веллингтон», «Уитли» и «Хэмпден», обладавшими меньшей скоростью, чем самолеты «Бленхейм», но имевшими значительно больший радиус действия и большую бомбовую нагрузку. Шесть эскадрилий 3-й авиагруппы, базировавшиеся в Восточной Англии, были вооружены бомбардировщиками «Веллингтон-1 и IA», имевшими по шесть пулеметов, установленных в трех турелях. Пять эскадрилий 4-й авиагруппы, базировавшейся в графстве Йоркшир, имели на вооружении бомбардировщики «Уитли-III» или «Уитли-IV» — самолеты с большим радиусом действия и небольшой скоростью полета, вследствие чего они были пригодны лишь для ночных бомбардировок. И, наконец, шесть эскадрилий 5-й авиагруппы, базировавшейся в графстве Линкольншир, были вооружены самолетами «Хэмпден». Командовал бомбардировочной авиацией английских ВВС главный маршал авиации Эдгар Райни Ладлоу-Хьюитт (9.6.1886 - 15.8.1973).

Страницы: 1 2

Подобные материалы: