Много внимания Пётр I уделял совершенствованию государственного управления России. Он смело выдвигал способных и преданных ему людей на государственные дела, не считаясь с их родословной.

Его реформы имели переломное, этапное значение для России. Их сущность окончательно оформила и превратила страну в абсолютную монархию. Было подвергнуто коренной перестройке всё здание государственного управления и администрации. За образец административного устройства он берёт шведскую государственную систему.

В условиях трудностей, связанных с ведением Северной войны, система управления «приказы-уезды» в силу своей отсталости не соответствовала складывавшейся обстановке и нуждалось в совершенствовании. Пётр считал, что приказная система управления себя полностью изошла, особенно в финансово-податном смысле. Нужно было привести в соответствие высшее и низшее звенья управления.

В 1711 г. создаётся Сенат – высший законодательный, распорядительный и исполнительный орган при царе. Вводилась должность генерал-прокурора для надзора верховной власти за деятельностью всех звеньев государственного аппарата.

Как органу управления, Сенату подчинялись все канцелярии и приказы, а также губернии губернаторы. Появление Сената было вторым шагом в организации аппарата управления. Сенат был верным исполнителем воли царя, орудием и средством в деле управления, суда и законодательства. При своём образовании Сенат состоял из 9 членов-сенаторов, назначаемых Петром. При этом, при назначении сенаторов учитывалась их компетентность, выслуга и близость к государю, а не родовитость. Такой подход позволял иметь в Сенате как представителей боярских фамилий, так и людей незнатного происхождения.

В государственном учреждении впервые, подобно армии, вводилась личная присяга. В ней особо подчёркивалось, что чиновник обещается «честно и чисто, неленостно, но паче ревностно исполнять звание своё».

Важнейшей задачей Сената являлась замена устаревшей приказной системы управления коллегиальной. Коллегии становились основой центральной системы управления. Пётр считал, что эффективность работы госаппарата может быть достигнута путём регламентной работы всех учреждений. В составлении многих уставов и регламентов он принимал личное участие, используя свой собственный опыт. Так, в 1719-1724 гг. был создан Генеральный регламент, имевший 12 редакций, 6 из которых принадлежали Петру. В нём определялись права и обязанности должностных лиц в коллегиях, вплоть до президента коллегии, а также чиновников аппарата всех государственных учреждений. Кроме того, каждая коллегия и учреждение имели свой собственный регламент.

Вместо приказов Петр создаёт коллегии для руководства конкретными участками государственного управления на всей территории страны. Он требовал коллегиального обсуждения текущих дел. Главными были Военная, Адмиралтейская, Иностранных дел, а всего было создано 13 коллегий.

В 1708 г. проводится губернская реформа, которая разделила Россию на 8 губерний. Губернатор обладал большой властью. Была также проведена городская реформа, согласно которой главным ведомством в городе был главный магистрат, а на местах – городские магистраты.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Подобные материалы:

Заключение. Общий ход Смуты, ее характер и последствия.
"В развитии московской Смуты ясно различаются три периода. первый может быть назван династическим, второй - социаным и третий - национальным. Первый обнимает собою время борьбы за московский престол между различными претенндентами до ...

Восстание в Горном лагере под Норильском
В октябре 1952 г. в Горлаг прибыл этап из Караганды – 1200 человек, в основном участники национального сопротивления с Западной Украины и из Прибалтики. В особый лагерь их перевели в наказание за массовое неповиновение, убийства «стукачей ...

Культура Древнего Египта
Культура Древнего Египта несет вечность, поражает своей целостностью Египет – греческое слово «тайна». Древние культуры обращены в «золотой» век, когда люди и Боги жили на Земле вместе. Многобожие. В IV веке н.э. египетский язык исч ...