Много внимания Пётр I уделял совершенствованию государственного управления России. Он смело выдвигал способных и преданных ему людей на государственные дела, не считаясь с их родословной.

Его реформы имели переломное, этапное значение для России. Их сущность окончательно оформила и превратила страну в абсолютную монархию. Было подвергнуто коренной перестройке всё здание государственного управления и администрации. За образец административного устройства он берёт шведскую государственную систему.

В условиях трудностей, связанных с ведением Северной войны, система управления «приказы-уезды» в силу своей отсталости не соответствовала складывавшейся обстановке и нуждалось в совершенствовании. Пётр считал, что приказная система управления себя полностью изошла, особенно в финансово-податном смысле. Нужно было привести в соответствие высшее и низшее звенья управления.

В 1711 г. создаётся Сенат – высший законодательный, распорядительный и исполнительный орган при царе. Вводилась должность генерал-прокурора для надзора верховной власти за деятельностью всех звеньев государственного аппарата.

Как органу управления, Сенату подчинялись все канцелярии и приказы, а также губернии губернаторы. Появление Сената было вторым шагом в организации аппарата управления. Сенат был верным исполнителем воли царя, орудием и средством в деле управления, суда и законодательства. При своём образовании Сенат состоял из 9 членов-сенаторов, назначаемых Петром. При этом, при назначении сенаторов учитывалась их компетентность, выслуга и близость к государю, а не родовитость. Такой подход позволял иметь в Сенате как представителей боярских фамилий, так и людей незнатного происхождения.

В государственном учреждении впервые, подобно армии, вводилась личная присяга. В ней особо подчёркивалось, что чиновник обещается «честно и чисто, неленостно, но паче ревностно исполнять звание своё».

Важнейшей задачей Сената являлась замена устаревшей приказной системы управления коллегиальной. Коллегии становились основой центральной системы управления. Пётр считал, что эффективность работы госаппарата может быть достигнута путём регламентной работы всех учреждений. В составлении многих уставов и регламентов он принимал личное участие, используя свой собственный опыт. Так, в 1719-1724 гг. был создан Генеральный регламент, имевший 12 редакций, 6 из которых принадлежали Петру. В нём определялись права и обязанности должностных лиц в коллегиях, вплоть до президента коллегии, а также чиновников аппарата всех государственных учреждений. Кроме того, каждая коллегия и учреждение имели свой собственный регламент.

Вместо приказов Петр создаёт коллегии для руководства конкретными участками государственного управления на всей территории страны. Он требовал коллегиального обсуждения текущих дел. Главными были Военная, Адмиралтейская, Иностранных дел, а всего было создано 13 коллегий.

В 1708 г. проводится губернская реформа, которая разделила Россию на 8 губерний. Губернатор обладал большой властью. Была также проведена городская реформа, согласно которой главным ведомством в городе был главный магистрат, а на местах – городские магистраты.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Подобные материалы:

Ключевые даты и события
1946-1950 гг. - пятилетка восстановления и дальнейшего развития народного хозяйства (4-я пятилетка) 1947 г. - денежная реформа, отмена карточной системы 1949 г. - создание Совета Экономической Взаимопомощи (СЭВ) - испытание первой сове ...

Итоги гражданской борьбы
Подводя краткие итоги гражданской войны в России, можно отметить следующие моменты. 1. Консолидировались два контрреволюционных движения: "демократическая контрреволюция" с лозунгами Учредительного собрания и возврата к завоеван ...

Рабство в Древней Индии. Положение рабов в Древней Индии по «Законам Ману»
«Законы Ману» – сборник предписаний благочестивому индийцу в исполнении им своего долга – общественного, религиозного и морального. Рабам в законах отводится свое место, называют их даса. Естественно, что в тот период основным источником ...