Пётр лично разрабатывал Уставы по разным службам. Он существенно ограничил права церкви. В 1721 г. была разработана Духовная коллегия, переименованная вскоре в «Святейший правительственный Синод», уравнённый в правах с Сенатом. Создание Синода означало тем самым, что выше церковной власти – царь, который становился главой церкви. Церковь превращалась в одно из государственных учреждений, а её служители – в служащих этого учреждения. Такая политика по отношению к церкви вызвала крайнее недовольство большей части духовенства.

Превращение церкви в часть государственного аппарата было важным шагом на пути укрепления самодержавия в петровской России. В результате церковных преобразований государству удалось превратить православие в более мощное и гибкое орудие идеологического воздействия на народные массы. Реформа не изменила основных функций церкви, но лишила её прежнего могущества и включила в систему абсолютной монархии.

В 1722 году был принят Табель о рангах, который определял систему чинов и порядок продвижения по государственной службе (военной и гражданской). Все чины делились на 14 классов (рангов). Каждый чиновник должен был в зависимости от своих способностей продвигаться по 14 ступеням служебной лестницы, начиная с низшей. Принцип знатности рода заменялся принципом личной выслуги. К дворянским званиям открывался доступ из низших сословий, из недворян.

Анализ состава офицерского корпуса русской армии в конце Северной войны показывает, что офицеры – выходцы из недворян – составляли 13,967 % от общей численности офицеров, причём в походе каждый пятый офицер был по происхождению недворянин. Не без основания по этому в указе 1721 г. младшие офицеры автоматически были возведены в дворянство: Все обер–офицеры, которые произошли не из дворянства, оные и их дети, и их потомки суть дворяне, и надлежит им дать патенты на дворянство». Это была очень важная акция политического характера, укреплявшая режим.

Таким образом, в результате многочисленных реформ в петровской России был сформирован дворянско-чиновничий централизованный аппарат абсолютизма. Власть царя в предисловии к Воинскому уставу определялась следующим образом: «Его величество есть самовластный монарх, который никому на свете в своих делах ответу дать не должен». Он управляет государством «по своей воле и благомнению».

В результате многочисленных реформ при Петре власть царя неограниченной и представляла собой абсолютизм.

Характерной особенностью Петра-реформатора было стремление перенести ряд положений воинских уставов на сферу государственного управления и гражданской жизни. Устанавливались жёсткие наказания, вплоть до смертной казни, за государственные преступления. По словам А.С.Пушкина, Пётр в одних случаях проявлял обширный ум, исполненный доброжелательства и мудрости, а в других – жестокость своенравие. По мнению поэта, некоторые петровские указы «кажется писаны кнутом».

XVIII век явился важной вехой в развитии русской культуры. Реформы в ней охватили и образование, и организацию науки, и книгоиздание, печать, градостроительство, архитектуру, и даже одежды и развлечения.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Подобные материалы:

Особенности менталитета в средние века и отношение населения Древней Руси к пожарам. Традиции крестьянской общины как условие для становления общественной пожарной охраны
Принципиального изменения самосознания у русичей после принятия православного христианства не произошло. Долгое время в городах, а особенно в деревнях Древней Руси сохранялось двоеверие. Многие традиции славянского и не только славянского ...

Заговор.
Заговоры против правителей – это всегда самые драматические, а нередко и кровавые страницы истории. Это всегда, не смотря на множество исторических свидетельств, самые загадочные страницы истории. Вот и по поводу смещения Хрущева нет пол ...

Крещение Муромской земли
Город Муром являлся центром небольшой восточной области Руси, расположенной в нижнем и среднем течении Оки и населенной преимущественно муромой — угро-финским народом, близким мордве, а также славянами — выходцами из кривичских земель. О ...