Переход от средневскового мировоззрения к рационалистическому, светскому – наиболее характерная черта этих реформ. Годы реформ особенно остро ставили задачу подготовки самого различного профиля специалистов: металлургов, моряков, кораблестроителей, инженеров, архитекторов и многих других. Нужны были широкие государственные меры.

Важнейшим направлением в становлении светского образования в стране была реорганизация и значительное расширение новых учебных заведений. В конце XVII века в России было только одно богословское учебное заведение – Славяно-греко-латинская академия, готовившая специалистов различного профиля. В 1701 г. в Москве учреждается высшая техническая школа математических и навигационных наук. Ученики этой школы служили не только во флоте, хотя это для них было главным предназначением. В указе Петра 1710 г. было особенно подчёркнуто, что «школа оная не только потребна единому мореплаванию и инженерству, но и артиллерии и гражданству».

Вскоре часть навигацкой школы, её высшие классы были переведены из Москвы, поближе к морю в Санкт-Петербург, где на её основе 1 октября 1715 г. была образована морская академия. Вслед за Москвой и Петербургом «навигацкие» школы в 1716 г. были в 12, а к 1722 г. – в 42 городах России. Поскольку в них обучали по преимуществу арифметике и геометрии, то их стали называть «цифирными школами». В московской навигацкой школе долгое время преподавал известный русский математик Леонтий Магнитский.

Одним из важнейших центров подготовки кадров для отечественной науки и образовании стала Петербургская Академия наук, решение об открытии которой было принято Сенатом 22 января 1724 г.

Петровская система угроз и страха, тяжёлых наказаний и штрафов за провинности нашли себе применение и в школе его времени. Так, в навигационной школе занятия продолжались почти весь день, дисциплина была строгая. За большие проступки учеников били на школьном дворе плетьми солдаты, состоявшие при школьной канцелярии; за прогульные дни, по указу 1707 г. с состоятельных учеников из дворян взимались отчаянно – большие штрафы: за первый день прогула – 5 рублей; за второй – по 15 рублей. По тем временам это были очень большие деньги.

Преобразования требовали подготовки специалистов различного профиля. Сам Пётр был примером неустанного овладения знаниями и требовал этого от других. Он приглашал специалистов, учённых из-за границы, посылал туда учиться; он часто экзаменовал прибывших с учёбы; требовал от дворян учёбы, им не разрешал даже жениться, если нет свидетельства об окончании школы.

При Петре создаются общеобразовательные и специальные учебные заведения; более чем в 40 городах России были открыты «цифирные» школы, создавались гарнизонные школы; была открыта школа математических и навигационных наук в Москве (1701г.)

Интерес к знаниям у Петра сохранился на протяжении всей жизни. Царь-реформатор прекрасно понимал, что школы, основанные лишь на церковном знании, так же как и отправка талантливой молодёжи для обучения за границу, не могут дать хорошего результата. В России стала формироваться собственная система образования. Вначале школы были бессословными: в них могли учиться дети из разных слоёв общества. Однако вскоре во многие специальные учебные заведения (готовившие офицеров-специалистов) стали принимать только детей дворян. Дети крепостных крестьян не имели права обучаться в государственных школах. Поскольку не все дети дворян желали учиться, царь приказал считать учёбу одним из видов государственной службы. А чтобы никто не мог её избежать, он запретил священникам заключать браки дворян, не имеющих свидетельства об образовании.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Подобные материалы:

Военные походы в Индию второй половины XIX - начала XX в
Под «Большой Игрой» принято понимать историю векового противостояния России и Великобритании в Центральной Азии. Географию и временные рамки этого противостояния определить довольно сложно. Историки, использующие этот термин, как правило, ...

Предпосылки к проведению реформ в Казахстане в период XVIII- начало XIX вв. Создание крепостей в Прииртышье как начало военно-колониальных акций царизма в Казахстане
В начале XVIII в. с новой силой возобновились попытки царских властей и русского купечества по закреплению достигнутых рубежей на востоке, причем на первый план вышла линия по Иртышу на всем огромном расстоянии от г. Тары до верховьев рек ...

Голодное нищенство
Естественным следствием голода, репрессий, миграций и поголовной бедности являлось нищенство. Его отличительной чертой было то, что люди шли просить милостыню не для пополнения своего бюджета, а с целью поддержания жизни. Они надеялись по ...