Петровское государство не останавливалось и перед регламентацией одежды для подданных, насилием поддерживало новые моды и нравы. Не раз публиковались указы, угрожавшие нарушителям различными карами.

Так, в одном из таких указов Пётр писал: «Нами замечено, что по невской першпективе и в ассанблеях недоросли в нарушение этику и регламенту штиля в шпанских камзолах и панталонах с мишурою щеголяют предерзко. Господину полицейскому Санкт-Петербурга указую впредь оных щеголей с рвением великим вылавливать, сводить в литейную часть и бить кнутом, пока от гишпанских панталонов зело похабный вид не окажется. На звание и именитость не взирать, а также и вопли наказуемых».

Когда в 1698 году Пётр прибыл из заграничного путешествия в Москву и остановился в Преображенском, туда поспешили бояре, чтобы приветствовать царя с благополучным возвращением. Царь обошёлся поздравлениями самым непредвиденным образом: велел подать ножницы и стал обрезать бороды у бояр. Первым лишился бороды боярин Шеин, вторым – «князь-кесарь» Ромодановский. За ним следовали другие, которых лишали бороды либо сам царь, либо по его велению. От бритья бород освободились лишь церковные иерархии. Так было положено начало брадобритию-новшеству, которое тогда произвело на всех огромное впечатление, ибо борода считалась признаком солидности и добропорядочности. Правда в последствии на ношение бороды устанавливался очень высокий налог.

Она стала светской, более разнообразной в жанровом отношении, получила активную поддержку со стороны государства. Однако в целом культура носила переходный характер, так как во многом ещё сохранились черты прежней эпохи.

Музыка была представлена несложными бытовыми формами: танцевальными, военными, застольными мелодиями. Особенно популярны были канты (многоголосое бытовое пение, обычно звучавшие в дни государственных и военных праздников).

Архитектура этого времени представлена прежде всего сооружениями Санкт-Петербурга, для строительства которого были приглашены лучшие зарубежные специалисты – Ж.Леблон, Д.Растрелли. В этой работе участвовали и русские архитекторы – И.К.Коробов и М.Г.Земцев.

Важнейшими памятниками архитектуры стали Петропавловский собор и Петропавловская крепость, здание Двенадцати коллекций, дворец Меньшикова в Петербурге, Меньшикова башня в Москве, сооружения Петергофского ансамбля.

Изобразительное искусство первой четверти XVIII в. представлено таким новым явлением, как гравюра (она пришла на Русь из Европы). Гравюры завоевали популярность прежде всего из-за своей дешевизны и вскоре уже широко использовались в учебной литературе, газетах, календарях.

По обилию новых явлений, в культурной жизни первая часть XVIII в. не имеет аналогов в отечественной истории. По приказу царя для дворян было введено обязательное ношение европейской одежды – камзолов, чулок, башмаков, галстуков, шляп. Бояре и дворяне должны были брить бороды. За ослушание им грозил в лучшем случае большой денежный штраф, а в худшем – опала. Крестьяне за право носить бороду должны были платить налог, который взимался всякий раз, когда крестьянин въезжал в город. Лишь духовенство сохранило своё право на ношение традиционной одежды и бороды.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Подобные материалы:

Состояние экономики Русского централизованного государства на рубеже XVII–XVIII вв.
В XVII в. в связи с постоянным бегством крестьян за границу государства в «дикое поле», где они осваивали новые земли и строили поселения, территория русского государства постепенно расширялась. Феодальная власть увеличивалась и в города ...

Очаг бандитизма
Рост преступности, естественно, сопровождался вопиющими нарушениями прав граждан. Республику вынужденно покинули сотни тысяч человек. Из большинства станиц было изгнано казачье население, десятки тысяч жителей Чечни лишились работы, пенси ...

Экономическая, торговая и податная реформы.
Большое внимание Пётр уделял развитию промышленности, строительству крупных мануфактур – этого требовали нужды войны. За первую четверть XVIII в. было построено около 200 новых мануфактур – металлургических, текстильных и др. Возникли зав ...