Петровское государство не останавливалось и перед регламентацией одежды для подданных, насилием поддерживало новые моды и нравы. Не раз публиковались указы, угрожавшие нарушителям различными карами.

Так, в одном из таких указов Пётр писал: «Нами замечено, что по невской першпективе и в ассанблеях недоросли в нарушение этику и регламенту штиля в шпанских камзолах и панталонах с мишурою щеголяют предерзко. Господину полицейскому Санкт-Петербурга указую впредь оных щеголей с рвением великим вылавливать, сводить в литейную часть и бить кнутом, пока от гишпанских панталонов зело похабный вид не окажется. На звание и именитость не взирать, а также и вопли наказуемых».

Когда в 1698 году Пётр прибыл из заграничного путешествия в Москву и остановился в Преображенском, туда поспешили бояре, чтобы приветствовать царя с благополучным возвращением. Царь обошёлся поздравлениями самым непредвиденным образом: велел подать ножницы и стал обрезать бороды у бояр. Первым лишился бороды боярин Шеин, вторым – «князь-кесарь» Ромодановский. За ним следовали другие, которых лишали бороды либо сам царь, либо по его велению. От бритья бород освободились лишь церковные иерархии. Так было положено начало брадобритию-новшеству, которое тогда произвело на всех огромное впечатление, ибо борода считалась признаком солидности и добропорядочности. Правда в последствии на ношение бороды устанавливался очень высокий налог.

Она стала светской, более разнообразной в жанровом отношении, получила активную поддержку со стороны государства. Однако в целом культура носила переходный характер, так как во многом ещё сохранились черты прежней эпохи.

Музыка была представлена несложными бытовыми формами: танцевальными, военными, застольными мелодиями. Особенно популярны были канты (многоголосое бытовое пение, обычно звучавшие в дни государственных и военных праздников).

Архитектура этого времени представлена прежде всего сооружениями Санкт-Петербурга, для строительства которого были приглашены лучшие зарубежные специалисты – Ж.Леблон, Д.Растрелли. В этой работе участвовали и русские архитекторы – И.К.Коробов и М.Г.Земцев.

Важнейшими памятниками архитектуры стали Петропавловский собор и Петропавловская крепость, здание Двенадцати коллекций, дворец Меньшикова в Петербурге, Меньшикова башня в Москве, сооружения Петергофского ансамбля.

Изобразительное искусство первой четверти XVIII в. представлено таким новым явлением, как гравюра (она пришла на Русь из Европы). Гравюры завоевали популярность прежде всего из-за своей дешевизны и вскоре уже широко использовались в учебной литературе, газетах, календарях.

По обилию новых явлений, в культурной жизни первая часть XVIII в. не имеет аналогов в отечественной истории. По приказу царя для дворян было введено обязательное ношение европейской одежды – камзолов, чулок, башмаков, галстуков, шляп. Бояре и дворяне должны были брить бороды. За ослушание им грозил в лучшем случае большой денежный штраф, а в худшем – опала. Крестьяне за право носить бороду должны были платить налог, который взимался всякий раз, когда крестьянин въезжал в город. Лишь духовенство сохранило своё право на ношение традиционной одежды и бороды.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Подобные материалы:

Последствия проведения реформ
Одним из направлений реформ 1867-1868 гг. было изменение фискальной политики царского самодержавия в казахской степи. Анализируя кибиточный сбор, взимаемый с казахов Оренбургского ведомства, комиссия Гирса приходит к выводу, что "в с ...

Культура как мир знаков.
Выступая в качестве носителя смысла, обработанные вещи, процессы, явления становятся знаками. Знак – есть предмет, выступающий в качестве носителя информации о других предметах и используемый для ее приобретения, переработки и передачи. ...

Общественный строй Древнего Рима в период империи
После победы Октавиана, внучатого племянника и преемника Юлия Цезаря над своими политическими противниками сенат вручил Октавиану верховную власть над Римом и провинциями (и преподнес ему почетный титул августа). В Риме и провинциях устан ...