«Оповестительное слово…» - один из важнейших документов во вьетнамской истории - было составлено и провозглашено героем освободительной войны против минских оккупантов Нгуен Чаем.

Нгуен Чай (1380-1442) - выдающийся вьетнамский полководец, дипломат, руководитель антикитайского восстания, патриот. Целиком отдаваясь борьбе на поле боя, в перерыве между сражениями он писал стихи. Помимо свободы, дарованной вьетнамскому народу, он оставил и богатое литературное наследие. Его перу принадлежит несколько стихотворений, неувядаемую славу Нгуен Чаю принес его знаменитый ультиматум минским войскам, где он с присущим ему патриотизмом и, в то же время, дипломатично, перечислил 6 условий поражения китайцев. «Оповестительное слово» стало главным его достижением на литературном поприще.

«Оповестительное слово о замирении Нго», провозглашенное в 1428 г. можно с уверенностью назвать Декларацией независимости вьетнамского государства. И действительно, первые строки «Оповестительного слова» очень похожи на преамбулу Декларации независимости Демократической республики Вьетнам:

[«Оповестительное слово…»: «Всеми признано: Высшая праведность - обеспечить мир и дать счастье народу!» Декларация независимости Демократической республики Вьетнам (провозглашена Хо Ши Мином 2 сентября 1945 г): «Все народы на земле равны: каждый народ имеет право на жизнь, счастье и свободу!]

За «преамбулой» следует упоминание о главной теме «Слова» - изгнании китайцев. Как уже упоминалось, в своих внешнеполитических начинаниях Поднебесная руководствовалась положениями конфуцианского учения, следовательно, причисляла вьетов к варварам, представителям низшей цивилизации. Более того, один из китайских императоров в свое время даже включил вьетнамские горы и реки в состав Поднебесной империи, что не могло не оскорбить народ Вьетнама. Именно по этой причине, Нгуен Чай в «Оповестительном слове о замирении китайцев» сделал особый акцент на том обстоятельстве, что вьеты в непрерывных боях отстояли свое право на культуру, защитили ее от чужеземных посягательств:

«Наша страна, Великий Вьетнам

Страна великой древней и высокой культуры.

В южном царстве свои горы и реки,

Из века в век Чиеу, Дини, Ли, Чаны ковали мощь родной державы,

Чтобы стояла она непоколебимо в соседстве с империей Ханов, Танов, Сунов, Юаней».

«Слово о замирении Нго» - выдающийся памятник вьетнамской патриотической литературы. Каждая его строка дышит любовью к Родине и безграничным самопожертвованием, которое вьетнамский народ положил на алтарь победы. С глубоким презрением Нгуен Чай говорит о многочисленных врагах, посягавших когда-либо на независимость вьетов: «Мы развеяли честолюбивые мечты Лю Куна, отбили воинственные притязания Чжао Ци; Сагату был пленен нами в Хамты, Омар - обезглавлен на реке Батьданг. Чэн Жи и Шан Шу трепетали от страха». Это, однако, не означало, что бесчестно вели себя исключительно китайцы - среди вьетов также нашлось много людей, которые, погнавшись за легкой славой, пошли на сотрудничество с ненавистными захватчиками («Мы выставили голову Чан Хиепа, служки захватчиков, на осмеяние народа»). Чай клеймит позором тех, кто покрыл себя бесчестьем в веках, героев же прославляет. Подводя итоги многолетнего вьетнамо-китайского противостояния, Нгуен Чай приходит к следующему выводу:

«Наша земля знала расцвет и упадок,

Но в ней никогда не переводились герои»

Завершается «Оповестительное слово о замирении Нго» строками, провозглашающими полную свободу Вьетнама от имперского Китая, которой он добился через 20 столетий, минувших с первого завоевания страны:

«Как светлый день наступает после черной ночи,

Навеки смыв позор порабощенья,

Для поколений мы открыли эру благоденствия.

В броню одевшись, мы сотворили подвиг, что будет славен в веках,

В четырех морях воцарился мир и повеяло обновлением.

Пусть же все узнают об этом!»44

Величие, с которым написано «Оповестительное слово о замирении Нго», не случайно. В самом деле: тот факт, что небольшая страна, порабощенная крупной, процветающей державой, смогла полностью восстановить независимость, был беспрецедентным событием в то время. Это свидетельствовало о зрелости вьетнамской нации, росте ее самосознания, необычайной жизнеспособности, мужестве и героизме. Война против Минов, начатая в горах Ламшона, носила характер, отличный от предыдущих антикитайских войн Сопротивления: под знамена Ле Лоя были собраны все народы Вьетнама, даже своенравные горцы вступили в ряды его армии. «Воззвание по случаю замирения Нго» перечисляет все события, предшествующие той славной победе («Скрывшись в горах Ламшона, замыслили мы великое дело… внезапными набегами мы одолевали силу, нападая из засад мы, слабые одолевали силу. В Боданге мы молнией разящей набрасывались на оккупантов, в Чалане валили их, как рубят бамбук»). При этом Нгуен Чай не забывает и о великих предках, приносивших славные победы вьетнамскому государству задолго до изгнания Минов:

Страницы: 1 2 3

Подобные материалы:

Царь Иван Грозный.
Перед смертью в 1533 году, Василий 3 завещал московский престол трехлетнему сыну Ивану. Государством стала управлять мать Ивана княгиня Елена с братьями князьями Глинскими. Воспользовавшись малолетством государя, различные группы бояр нач ...

Особенности менталитета в средние века и отношение населения Древней Руси к пожарам. Традиции крестьянской общины как условие для становления общественной пожарной охраны
Принципиального изменения самосознания у русичей после принятия православного христианства не произошло. Долгое время в городах, а особенно в деревнях Древней Руси сохранялось двоеверие. Многие традиции славянского и не только славянского ...

Новоторговый устав 1667 года
В годы царствования Алексея Михайловича развитию внешней торговли препятствовала система привилегий, которыми пользовались иноземные торговцы, русские купцы страдали от конкуренции иностранных торговцев, особенно с Запада. Засилье иноземн ...