После измены приближённого человека, неудач в войне политика Ивана Грозного становится всё более и более жестокой: «сердце Иваново… кипело гневом, волновалось подозрениями. Все добрые Вельможи казались ему тайными злодеями, единомышленниками Курбского: он видел предательство в их печальных взорах, слышал укоризны или угрозы в их молчании; требовал доносов и жаловался, что их мало: самые бесстыдные клеветники не удовлетворяли его жажде к истязанию»(2.3)

3 декабря 1564 года царь неожиданно уехал из Москвы взяв с собой жену и сыновей, иконы и всю казну, приближенных своих с их семьями, а к Рождеству прибыл в Александровскую слободу. И только 3 января 1565 года прислал он митрополиту Афанасию список в котором были указаны «измены боярские и воеводские и всяких приказных людей»(1.2) И царь «положил свой гнев» на священно служителей и бояр, казначеев и служащих, и на семьи их. Он объяснил причину своего отъезда тем, что был не в силах больше терпеть предательства окружающих его людей: «от великие жалости сердца, не хотя их многих изменных дел терпети, оставил своё государство и поехал, где вселиться»(1.2). А к простому народу Москвы отправил Иван Васильевич другую грамоту, в которой он писал чтоб люди сомнений в себе не держали, гнева на них нет. И собрались тогда те, которые прогневали царя «с плачем глаголюще» и решили просить царя что «гнев свой отовратил, милость показал и … государства своего не оствалял». Царь тогда согласился вернуться, но с определёнными условиями: он требовал выделения себе особого удела (опричнины), где вся власть принадлежала бы царю, туда входили самые важные и богатые земли и города. Остальная же часть государства стала называться земщиной, в которой власть формально принадлежала Боярской думе. На землях опричнины царь усиленно «сажал» дворян, разоряя старинные удельные владения, выселяя представителей аристократии на земли земщины. В опричнине сложилась своя система государственного управления(2.5)

Подобные материалы:

Две главные черты первобытной культуры.
1. Синкретизм – нерасчлененность (недифференцированность мышления). 1. Безписьменность. Первобытная культура характеризуется как Небо Земля – Люди, Звери . (подземелье – змеи) Вода Фрезин: «Магия является искаженной системой природных ...

Главные источники
Чтобы наиболее четко представить себе картину событий ночи с 11 на 12 марта 1801 года, нужно обратится к информации из "первых рук". Для нас таким источником является сборник записок как и непосредственных участников переворота, ...

Развитие Франции с 1815 г. по 1848 г.
В марте союзные войска вступили в Париж. Наполеон вынужден отречься от престола, и удалился на остров Эльбу. По настоянию Александра I во Франции государственная независимость и возвращена династия Бурбонов. Революция разделили французско ...