Причины такой жестокой политики в первую очередь стоит искать в самой личности Ивана Грозного. Его недоверчивый, подозрительный и жестокий нрав, безусловно, является самой главной причиной террора поразившего страну, и обусловлен он тем как Иван IV воспитывался: регентский совет был занят скорее борьбой за власть, нежели воспитанием малолетнего государя. Как рассказано выше: им было выгоднее поощрять самые безнравственные поступки Ивана, нежели указывать ему на его собственные ошибки и заниматься его образование. Лишь собственная любовь Ивана к книгам и его интерес к политике давали ему информацию об управлении государством. «Достигнув зрелого возраста, Иван не раз с горечью вспоминал свое детство. Чернила его обращались в желчь, когда он описывал обиды, причиненные ему – заброшенному сироте – боярами. Жалобы царя столь впечатляющи, что их обаянию поддались историки. На основании царских писем В.О. Ключевский нарисовал знаменитый психологический портрет Ивана-ребенка. В душу сироты, писал он, рано и глубоко врезалось чувство брошенности и одиночества. Безобразные сцены боярского своеволия и насилий, среди которых рос Иван, превратили его робость в нервную пугливость»(2.1) Так же на психологическом состоянии царя могли отразиться и ранняя смерть отца, и возможное убийство матери, и вполне возможно, что плохая наследственность так же могла отразиться на его психике.

Царь, по сути, совершенно не умел отличать друзей от врагов, он не терпел критики и считал, что люди, которые указывают ему на его ошибки, желают ему зла, а те кто в открытую льстил ему, попадали в круг приближённых к нему людей: «Герман начал говорить с ним, как должно Первосвятителю, о грехах и Христианском покаянии, тихо, скромно, однако ж с некоторою силою; упомянул о смерти, о Страшном Суде, о вечной муке злых. Иван задумался; вышел от него с лицом мрачным, пересказал любимцам своим речи Архиепископа и спрашивал, что они думают? Алексей Басманов ответствовал: "Думаем, Государь, что Герман желает быть вторым Сильвестром: ужасает твое воображение и лицемерит в надежде овладеть тобою; но спаси нас и себя от такого Архипастыря!"»(2.3)

Стоит обратить внимание на то, что законы и традиции того времени не позволяли Грозному просто так казнить людей знатных родов. А так как в условиях неудач (второй период Ливонской войны) Ивану IV всё больше виделись заговоры и измены(предательство Курбского), то ему требовалось создание таких условий, в которых были бы возможны безнаказанные казни неугодных царю людей.

Стремление Ивана Васильевича к власти, его убеждение, что для России нет ничего лучше единоличной царской власти. Это желание проявилось ещё, когда юному государю было только 16, и стало причинно распада Избранной рада, желающей идти медленным путем реформ, а не быстрым, но насильственным, приверженцем которого был царь. Да и причиной образования Избранной рады, по сути, так же стало это желание, ведь Ивану Грозному было легче совещаться с кругом людей выбранных им самим, нежели с боярами, действующими лишь в своих интересах. Безусловно, опричнина, на территории которой и устанавливалась безграничная власть царя, является ещё одним подтверждением того, насколько сильно стремление Ивана Васильевича к власти: во время опричнины «земские Бояре, мнимо-уполномоченные Правители Государства, не смели ничего решить без его воли»(2.3)

Иван Грозный стремился к полному единоличному правлению, он желал быть единственным кумиром для своего народа. Известен случай, когда во время опричнины, Филипп, враг опричнины, был возведён на Митрополию. Он подарил людям надежду на возвращение к нормальной жизни, так как в открытую не соглашался с этой политикой и отказывался въезжать на территорию опричнины. За такую открытую критику политики царя, тот его жестоко наказал: «надел на Федорова царскую одежду и венец, посадил его на трон, дал ему державу в руку, снял с себя шапку, низко поклонился и сказал: "Здрав буди, Великий Царь земли Русския! Се приял ты от меня честь, тобою желаемую! Но имея власть сделать тебя Царем, могу и низвергнуть с престола!" Сказав, ударил его в сердце ножом»

Страницы: 1 2

Подобные материалы:

Особенности менталитета в средние века и отношение населения Древней Руси к пожарам. Традиции крестьянской общины как условие для становления общественной пожарной охраны
Принципиального изменения самосознания у русичей после принятия православного христианства не произошло. Долгое время в городах, а особенно в деревнях Древней Руси сохранялось двоеверие. Многие традиции славянского и не только славянского ...

Гончарное дело и металлургия андроновских племен
В Индии, Иране, Афганистане, Средней Азии посуду в эпоху бронзы изготавливали на гончарном круге специальные мастера-ремесленники. Появилось разделение труда. А в казахстанских степях и предгорьях каждая семья делала для себя свою собстве ...

 «Россия в XVII веке. Преобразования Петра I». Развитие России в XVII веке и необходимость преобразований.
В XVII веке Россия существенно отставала по многим показателям от передовых европейских стран. Причинами этого отставания были: монголо-татарское иго, длившееся почти 300 лет; интервенция польских и шведских феодалов, отвлекавшая силы нар ...