Территория Йемена простирается на юге Аравийского полуострова и в настоящее время на большей ее части располагается Йеменская Республика, образовавшаяся в 1990 г. в результате слияния Йеменской Арабской Республики и Народной Демократической Республики Йемен. С севера пределы исторического Йемена ограничивались областями Хиджаз, Неджд, Йемама, песчаной пустыней Руб эль-Хали и зеленой прибрежной полосой Хадрамаутом (последний впоследствии также часто считался частью Йемена). С запада и юга сушу окружают воды Красного и Аравийского морей.

С древних времен Йемен являлся наиболее плодородной частью засушливого Аравийского полуострова. Кроме того, по его территории, включая стратегически важные порты, проходили важнейшие торговые коммуникации, в том числе и знаменитый «путь благовоний».

Будучи на заре истории колыбелью древнейших цивилизаций, в позднее Средневековье Йемен представлял конгломерат раздробленных и враждебных друг другу феодальных владений. Важным следствием средневековья стали события конца IX в., приведшие к идеологическому разрыву с ослабленной арабской империей Халифатом и оказавшие впоследствии серьезнейшее влияние на весь ход исторического развития страны. В 898 г. в городе Саада укрепился имам (религиозный глава) шиитской секты зейдитов аль-Хади Яхья бен Хусейн, положивший начало Династии зейдитских имамов Йемена.

Период, предшествовавший новому времени, характеризовался существованием на территории Йемена мелких, враждовавших друг с другом государств (одним из крупнейших было государство Тахиридов). Однако это совпадало с известным подъемом экономики и культуры страны. Вновь повысилось значение торговых путей, ведущих через Аравию из Европы в бассейн Индийского океана. Порт Аден на некоторое время стал одним из самых оживленных торговых центров на этом мировом пути. В стране процветали ремесла. В горах добывались золото, серебро и полудрагоценные камни. Путешественники, посетившие в это время Йемен, отмечали высокий уровень развития экономики и культуры.

В XVI в. в бассейне Индийского океана и на Ближнем Востоке произошли события, оказавшие большое влияние на дальнейшую историю Йемена. В 1504 г. у берегов страны появились корабли португальских конкистадоров, пытавшихся установить свое господство на Красном море и на всем Индийском океане. В результате разгорелась ожесточенная борьба между Португалией и египетскими мамлюками, поддержанными венецианцами. В этой борьбе войска египетского султана Кансуха в 1515 г. оккупировали остров Камаран, затем при поддержке зейдитских имамов разгромили государство Тахиридов и в 1517 г. заняли Таизз, Ибб, Раду, Дамар и всю йеменскую Тихаму. Однако мамлюки недолго пользовались плодами победы. В 1516 г. вооруженные силы нового, более грозного завоевателя — османского султана — разгромили государство мамлюков и прочно утвердились в Египте. Мам-люкские отряды в Йемене, оставшись один на один с воинственными йеменскими племенами, были вскоре выбиты из горных областей и отступили в район Забида.

После захвата Египта в борьбу за Йемен вступила Османская империя. В 1538 г. турецкий флот подошел к стенам Адена. Последний тахиридский правитель города, прибывший на борт флагманского корабля приветствовать «союзников» в борьбе против гяуров-португальцев, был повешен единоверцами-турками на корабельной рее. Турецкие янычары, торжественно встреченные в городе, перебили охрану, вырезали членов тахиридской династии и разграбили казну.

Страницы: 1 2

Подобные материалы:

Внешняя политика
Юго-восток и Восток: 1552- взятие Казани 1556- взятие Астрахани 1557- вхождение в состав Росси Чувашии, Башкирии, ногайской Орды 1581-1585- поход Ермака в Сибирь 1581-1582- разгром Сибирского ханства На Юге: защита от набегов крымск ...

Бабувизм.
Франсуа Ноэль Бабеф родился в 1760 г. в семье отставного военного; революция за­стала его служащим в Поземельном архиве. Он горячо привет­ствовал революцию, был сторонником республики и «аграрного закона». После 9 термидора он стал издава ...

Голодное нищенство
Естественным следствием голода, репрессий, миграций и поголовной бедности являлось нищенство. Его отличительной чертой было то, что люди шли просить милостыню не для пополнения своего бюджета, а с целью поддержания жизни. Они надеялись по ...