Внутриполитические мероприятия турецких властей Йемена были сконцентрированы на попытках использовать в интересах укрепления имперского влияния феодальную верхушку страны, в первую очередь зейдитских имамов. Влиятельным шейхам племен, богословам и духовным лидерам были выделены солидные пенсии и дарованы почетные титулы. Однако при этом турецкие власти стремились предотвратить всякую возможность с их стороны влиять на дела государственной администрации. Им отводилась роль бессловесных марионеток, освящающих своим авторитетом бесконтрольные действия турецких должностных лиц.

В 1878 г. после смерти имама Мухсина бен Ахмада вали смог добиться того, что зейдитским имамом был избран аль-Хади Шарафаддин бен Мухаммад, интересы которого были сосредоточены главным образом в сфере богословия и культовых обрядов. Шарафаддин бен Мухаммад не делал даже попытки каким-то образом вмешиваться в политические вопросы и вполне устраивал турецкие власти. Султанское правительство выделило новому имаму значительную ежегодную субсидию и, прикрываясь его именем, активно проводило мероприятия по укреплению своей власти в стране.

Грабительская политика турецких наместников с первых дней оккупации Йемена встретила сопротивление местного населения. Отдельные племена в различных районах страны неоднократно поднимали восстания против налогового грабежа, ущемления прежних свобод племен, бесчинств турецкой солдатни.

После смерти имама Шарафаддина бен Мухаммада в 1890 г. его преемником был избран популярный проповедник из города Сана аль-Мансур Мукаммад бен Яхья Хамидаддин, ставший родоначальником династии будущих правителей независимого Йемена. По своим взглядам он мало отличался от своего предшественника, но его проповеди, выдержанные в духе правоверного зейдизма, воспринимались населением Северного Йемена как выступления против официальной духовной доктрины Османской империи; тем самым они заложили основу для антитурецкого сплочения зейдитских племен. Группировки племенных вождей и зейдитских богословов, избравших его имамом, связали это избрание с началом антитурецкого выступления. Новый имам невольно стал героем борьбы против иноземного ига. Он тайно бежал из Саны и укрылся в горах северо-западного Джебеля. В 1891 г. восставшие племена осадили Хадджу, Амран и подошли к Сане. Восстание вскоре распространилось на все зейдитские районы. Только в шафиитских областях турки сохраняли относительно эффективный контроль; однако и здесь, в частности в Тихаме, неоднократно вспыхивали восстания. Скоро положение турок в стране стало критическим.

В 1892 г. Порта послала в Йемен новые воинские подкрепления. Карательная экспедиция, выступив из Ходейды, с боями пробилась к Сане. По пути ею было разрушено около ЗОО йеменских селений. В результате зверских расправ восстание к 1897 г. было локализовано в горном районе вокруг Саады и Хадджи, где местные племена упорно отражали попытки турецкого командования восстановить контроль турецкой администрации. В других же районах страны к концу XIX в. власть турок была восстановлена, но совсем ненадолго: в 1904 г. разразится новая антитурецкая война и будет она длиться семь лет.Размещено на Allbest.ru

Страницы: 1 2 

Подобные материалы:

Возвращение к мирной жизни
Военная операция в Чечне предпринималась не только для разгрома незаконных вооружённых формирований. Её вторая, не менее важная цель: восстановить на территории республики законность и конституционный порядок. В середине января при предсе ...

Две главные черты первобытной культуры.
1. Синкретизм – нерасчлененность (недифференцированность мышления). 1. Безписьменность. Первобытная культура характеризуется как Небо Земля – Люди, Звери . (подземелье – змеи) Вода Фрезин: «Магия является искаженной системой природных ...

Причины свержения лжецаря
Лжедмитрий недолго продержался на престоле. Первые же его мероприятия разрушили надежды на «доброго и справедливого царя». Его короткое царствование сопровождалось непрерывной борьбой за право на самостоятельные действия. Это право активн ...