Подводя краткие итоги гражданской войны в России, можно отметить следующие моменты. 1. Консолидировались два контрреволюционных движения: "демократическая контрреволюция" с лозунгами Учредительного собрания и возврата к завоеваниям февральской (1917г.) революции и "белое дело (движение)" с лозунгами "непредрешения государственного строя и ликвидации Советской власти", что в свою очередь ставило под угрозу не только октябрьские, но и февральские завоевания. Часть этого лагеря (антисоветского, антибольшевистского) действовала под единым эсеро-белогвардейским флагом; часть - только под белогвардейским. 2. По другую сторону контрреволюционного лагеря стоял советский лагерь, возглавлявшийся большевиками. До определенного момента "колеблющимися попутчиками" выступали левые эсеры и анархисты различных направлений. 3. В обоих лагерях резко усилились разрушительные тенденции захвата и удержания власти. Советская власть перешла к "военному коммунизму", которому контрреволюция пыталась противопоставить "всероссийскую власть" кадетско-эсеровской директории.

4. Если реальная альтернатива политической борьбы в 1917 г. выражалась как "Ленин и Корнилов", то в годы гражданской войны она выражалась уже как "Ленин и Колчак". (Агелов Е. Колчак или Ленин? К вам, солдаты, крестьяне и рабочие! Ростов-на-Дону: Изд-во "Народная польза", 1919). Кстати, именно так ставился вопрос в правоэсеровских листовках.

5. Наконец, борющиеся стороны отчетливо понимали, что борьба может иметь только смертельный исход для одной из них. Именно поэтому гражданская война в России стала великой трагедией для всех ее сторон, лагерей, партий и движений. Победа Советской власти не стала окончательной победой революционных сил России в ее гражданской войне. Окончательная консолидация российского общества не достигнута и сейчас, по прошествии почти 80 лет после начала гражданской войны в России.

Подобные материалы:

Исторические источники
Соборное уложение 1649г., «Указ о единонаследии». Табель о рангах. «Кондиции». «Наказ» Екатерины II , Манифест о вольности дворянской. Жалованная грамота дворянству, Жалованная грамота на права и выгоды городам Российской империи. «Житие ...

Образование и грамотность
После принятия в 1804 г. «Устава учебных заведений» территория Урала вошла в состав Казанского учебного округа. К 1861 г. в каждом уездном городе края были открыты приходские училища. Уездных училищ стало 26. На базе главных народных учил ...

Но как же все началось?
С самого своего рождения Павел сразу оказался в центре различных династических распрей, что оставило след в его судьбе и в его характере. На протяжении всей его жизни отношения с Екатериной, его матерью, отравлялись скрытым соперничевство ...