Манеры и внешний вид самураяСтраница 1
Воины тринадцатого столетия, эпохи регентства Ходзё, были в глазах двора грубыми, нецивилизованными "восточными варварами". Но, что интересно, они хотели оставаться такими, так как презирали утонченную придворную благопристойность и блага дворцовой жизни, желая сохранить в неприкосновенности свои суровые ценности. Но пять столетий спустя ситуация кардинально изменилась. В эпоху Эдо бороду и усы самураи, как правило, сбривали и делали это ежедневно. Самураи, потерявшие вассалитет и ставшие ронинами, не выбривали себе лоб, отпуская длинные волосы. Это было как бы внешним показателем отсутствия у воина господина (покровителя) [31, c.90-91].
Самураи создали и свою оригинальную культуру. В эпоху Эдо самураи сравнялись с аристократическим сословием. Они учились не только воинскому искусству, но и хорошо читали, писали (а это, нужно заметить, для иероглифической системы письма представляет значительную трудность), знали математику. Многие самураи постигали также искусство танца, практиковали написание художественных произведений, прежде всего поэзии, играли в го, проявляли незаурядное умение организовать и провести чайную церемонию и даже выступить в театре но.
Дайдодзи говорит в "Будосёсинсю": "Раз самурай находится во главе трех сословий общества и призван управлять, он должен быть хорошо образован и глубоко понимать причины вещей" [15, c.109].
Далее он отмечает, что прежде, во времена войн, молодые самураи начинали постигать премудрости боевого искусства уже в возрасте двенадцати-тринадцати лет, а в пятнадцать-шестнадцать лет они шли в свою первую битву, как упоминалось уже ранее. "У них не было времени сидеть за книгами или брать в руки кисть для письма, поэтому в те времена многие самураи не могли написать ни одного иероглифа . И с этим ничего нельзя было поделать, ибо вся их жизнь была полностью отдана Пути воина (бусидо)". "Теперь же", - продолжает он, - "когда империя покоится в мире, ситуация другая [15, c.110]
Дайдодзи рекомендует: "В семь или восемь лет, когда ребенок подрос, его нужно познакомить с Четверокнижием, Пятиканонием и Семикнижием (классические конфуцианские сочинения), а также обучить каллиграфии, чтобы он научился писать китайские иероглифы . Затем, когда ему исполнится пятнадцать или шестнадцать, его следует обучать стрельбе из лука, верховой езде и всем другим боевым искусствам, ибо только так самурай должен воспитывать своих сыновей в мирное время" [15, c.93]. И тогда по его представлениям молодой самурай сможет с гордостью носить имя буси, он будет высокообразованным и культурным человеком, но "с сердцем, подобным кремню": он не согнется ни перед какими трудностями.
Насколько уровень образования самурая должен выходить за пределы базового — на этот счет существовали разные взгляды. Его необходимыми составляющими часто называли умение слагать стихи (традиция, уходящая вглубь веков к воинам "Хэйкэ моногатари", которые, даже умирая в сражении, оставляли прощальное стихотворение) и искусство чайной церемонии (чему в немалой степени поспособствовал Хидэёси), отличающееся суровой простотой и достоинством. Автор "Будосёсинсю" считает, что самураю надлежит "постоянно читать древние хроники, дабы укреплять свой дух и характер". "Описания сражений с подробным перечислением имен тех, кто совершил великие подвиги и пал в бою", — полагает он, — "возвысят помыслы молодого воина" [15, c. 223]. То есть следовало пестовать свой боевой дух следует даже во время отдыха!
Подобные материалы:
Северный поход Н Р А (июль 1926 – март 1927 гг.)
Идея Северного похода, ставившего своей целью объединение Китая под властью Гоминьдана, принадлежала еще Сунь Ятсену и была чрезвычайно популярна в Гоминьдане. Однако, реальные условия для осуществления этой цели сложились только к лету 1 ...
Очаг бандитизма
Рост преступности, естественно, сопровождался вопиющими нарушениями прав граждан. Республику вынужденно покинули сотни тысяч человек. Из большинства станиц было изгнано казачье население, десятки тысяч жителей Чечни лишились работы, пенси ...
Начало экспансии
На побережье Южного Вьетнама в нескольких километрах от Хюэ раскинулся великолепный вьетнамский порт Дананг. Когда-то одноименный город принадлежал тямскому государству и носил название Индрапура12. Вьеты, отвоевавшие город у Тьямпы, прио ...