Перед походом Куанг Чунг обратился с воззванием к вьетнамскому народу: «Цины напали на нашу землю, захватили столицу Тханглонг… Со времени династии Хань захватчики не раз топтали нашу землю, убивали и грабили наших людей. Наш народ не мог мириться с этим, восставал и изгонял их. Против Хань были сестры Чынг, против Сунов - Ли-тхыонг Кьет, против Юаней - Чан Хынг Дао, против Минов - Ле Лой. Цины забыли, какая участь постигла Сунов, Юаней, Минов, и вновь вознамерились подчинить нашу страну, превратить ее в провинцию. Поэтому мы должны выбить их с нашей земли»19.

Враги воочию убедились, что армия Тэйшонов «многочисленна, как муравьи, неистова, как вода в час прилива». Разгром цинской армии под Тханглонгом был настолько ошеломляющим, что сам император Цянь Лун был вынужден признать ущерб, нанесенный престижу империи. Но главным было даже не это. После поражения агрессии Китай более не решался ни на реванш, ни на новые захваты. Китайский император, стремясь скрыть истинные причины нежелания продолжать войну, в одной из своих речей отметил: «Страна Аннань - это отдаленное и опасное место, где много топей и ядовитых испарений. Там плохая вода и нездоровый климат»20. Но эти оправдания не несли в себе истины. На самом деле, даже если бы Цины решили вновь направить войска во Вьетнам, им бы пришлось приложить немало усилий для того, чтобы «держать ее в подчинении». Цянь Лун понимал это, посему, принимая во внимание опыт предыдущих столетий, сделал соответствующие выводы: «При прежних династиях, когда страна [Аннань] входила в состав нашей территории, всегда кончалось тем, что они [вьеты] восставали. Если мы вновь захватим их земли, через несколько лет они устроят смуту»21. С момента разгрома под Тханглонгом китайцы на долгие десятилетия оставили мысль о подчинении себе неуступчивых соседей: династия Цин более никогда не посягала на независимость вьетских земель, а события, развернувшиеся в обеих странах в конце XIX - начале XX в. и вовсе не способствовали развертыванию китайской агрессии в отношении вьетнамского государства.

Великолепная победа вьетнамского народа во главе с Куанг Чунгом никого не оставила равнодушным: она отозвалась в сердце каждого вьетнамца. Так, вьетнамский поэт Нго Нгок Зу передал атмосферу, царившую после этой великой победы, в своих строках:

«Враг в злости ярился,

Окруженный со всех сторон морем ненависти,

Со сказочной быстротой мы ударили,

Как гром среди ясного неба,

И никто не смог нам противостоять.

Разбит неприятель, словно испепелен огнем из пасти дракона,

Бросая крепости, хватая лодки,

Бежал он, скрываясь как можно быстрее,

И наши войска вступили в Тханглонг»22.

Легендарные победы Нгуен Хюэ, в короткие сроки разгромившего 200-тысячное цинское войско и полностью, в течение всего нескольких дней, уничтожившего 50-тысячную армию сиамского короля, стали возможны благодаря объединенной силе 2 факторов: национального и антифеодального подъема народных масс23. В борьбе с Цинами, как и в случае с другими китайскими династиями вьеты развернули движение Сопротивления, призывая воинов дать отпор оккупантам.1789 г. подвел итог многовековой борьбе за независимость, в ходе которой были продемонстрированы лучшие черты нации: героизм, патриотизм, любовь к свободе и глубокое национальное самосознание. После изгнания Цинов, Нгуен Хюэ, или император Куанг Чунг, приступил к реализации целого ряда прогрессивных реформ. Новый король способствовал подъему экономики, поощрял земледелие. Позитивные тенденции наблюдались и во внешней политике: придя к власти, Куанг Чунг первым делом предложил Цинам открыть проходы из страны в страну для торговцев, чтобы не залеживались товары, и народ ни в чем не знал нужды24. Куанг Чунг попытался наладить торговлю и с европейцами: вьетнамские порты были открыты для западных торговых судов. Казалось бы, были созданы все условия для дальнейшего процветания страны Юга. Однако победе Тэйшонов во главе с Нгуен Хюэ не суждено было восторжествовать окончательно: они потерпели поражение. С помощью очередного иноземного вмешательства - на этот раз французского - династия Нгуен добилась реставрации своего режима. Причиной тому стали усилившиеся раздоры между лидерами Тэйшонов, которые не смогли должным образом противостоять активизировавшемуся Нгуен Аню (будущему императору Зя Лонгу). Нгуен Ань, опиравшийся на европейских и сиамских наемников и мелкопоместных феодалов юга, смог вытеснить Тэйшонов из Центрального Вьетнама - оплота тэйшонского движения, и в течение нескольких лет (1792-1802 гг.) подчинил себе и Север, сосредоточив в своих руках всю полноту власти в стране25. Все прогрессивные начинания Куанг Чунга были свернуты. Несмотря на это, движение Тэйшонов явилось ключевым событием в истории Вьетнама, поскольку создало все предпосылки для того, чтобы вьетнамский народ совершил важный поворот в своей многовековой истории. Однако произошло это лишь в 1945 г. Объяснялась подобная задержка единственным обстоятельством: вновь пришедшая к власти династия Нгуен, дабы добиться собственной реставрации, совершила тягчайшее преступление против собственного народа - преступление, последствия которого были в разы страшнее предшествующего «призвания сиамцев». Прихоть Нгуенов открыла дорогу для фактора, более чужеродного и опасного, чем сиамское или китайское вторжение: она дала старт проникновению в страну западноевропейского колониализма.

Страницы: 1 2 

Подобные материалы:

Экономическое развитие Евпатории. Внешняя торговля.
О том, что Евпаторийский порт очень неудобен для приёма судов, говорят многие очевидцы, жители и гости города. Так, например, в «Памятной книге Таврической губернии» говорится, что «Евпаторийская бухта открытая, мелководная и неудобна ни ...

Железнодорожное строительство в России, его этапы и влияние на развитие экономики
Правовую политику на железнодорожном транспорте можно рассматривать как целенаправленную и последовательную деятельность государства в лице его органов и должностных лиц по созданию, развитию и совершенствованию механизма правового регули ...

Причины движения русских в Сибирь
Разгром Кучума произвел огромное впечатление на местное население, которое поспешило добровольно принять русское подданство, так как увидело в Российском государстве силу, способную обеспечить мирную жизнь и защитить от разорительных втор ...