Ряд потрясений и волнений, пережитых народом в течение пятнадцати лет, имел своим последствием усиленное бегство на Дон. Закладчики, не желавшие идти в тягло; крестьяне, скрывавшиеся от прикрепления; участники бунтов, - все это уходило из государства, где стало голодно и трудно жить, в казачьи городки на Дону, с надеждой стать там свободными казаками. Но старые донские казаки, жившие на Дону оседло, не принимали всех беглецов в свой круг и не считали их равными себе казаками. Новоприбылые люди не получали жалование и носили прозвище голытьбы, то есть голи. Положение такой голи было тяжело. Пахать землю казаки на Дону запрещали, боясь, что земледелие превратит казаков в крестьян и приведет к закрепощению их Москвою. Поэтому хлеба на Дону было мало; его надо было покупать на деньги, которых у голытьбы не было. Лучшие места для промыслов были заняты домовитыми казаками, и поэтому голытьбе приходилось работать батраками на казачьих промыслах. Вместо воли и довольства беглецы на Дону встречали голод и зависимость. Немудрено, что голытьба волновалась и рвалась к грабежу.

Так как из Дона выхода на море не было, взгляды голытьбы устремились на Волгу. Когда среди голутвенных появился решительный и смелый вожак Степан Разин, они легко собрались в большую шайку и ринулись на низовья Волги. В 1668 году казаки с Разиным отправились грабить персидские владения на берегах Каспийского моря. Они произвели у персиян большие опустошения и зазимовали на островке, близ персидских берегов. Весной война возобновилась, но казаки думали о возвращении на Дон и потому оставили персидские области и поплыли к Астрахани, где и вступили в переговоры с царскими воеводами. Боясь казаков, воеводы пропустили их домой, отобрав лишь часть пушек и ненужные им морские суда. На Дону началось сильное брожение. Степан задумал прямой бунт против Москвы и рассчитывал на поддержку черни. Весной 1670 года Разин отправился на Волгу и открыл военные действия против царских воевод. Он взял города Астрахань, Саратов, Самару. Казаки страшно мучили и убивали воевод, дворян и вообще людей высших классов. Чернь городская помогала казакам. Из городов бунт распространился по селам; поднимались крестьяне на своих помещиков; инородцы (мордва, татары) восставали на русскую власть и русских землевладельцев. Бунт становился из казачьего земским и распространялся на громадное пространство среднего и нижнего Поволжья. Восставшие шли не против государя: они представляли себя верными царю и высшей власти. Недовольство мятежников направлялось против тех мер, которые усиливали крепостную зависимость рабочего люда и отягчали тягло податных людей. Так Разин дошел до Симбирска. Здесь его встретили войска князя Юрия Барятинского, состоявшие из новых солдатских полков иноземного строя. Стенька был разбит и бежал. На Волге он нигде не смог укрепиться и бежал до самого Дона. Там его схватили домовитые казаки и отправили в Москву, где он и был казнен в 1671 году.

Подобные материалы:

Эстония под властью Швеции
После Ливонской войны под властью шведов оказались Харьюский, Вируйский, Ярваский и Ляэнеский мааконды, а также город Таллинн, образовавшие Эстляндскую губернию. За этими землями были сохранены все привелегии дворянства и городов, посколь ...

Анитамериканские движения в странах Центральной Америки
В сфере межамериканских отношений стремление центральноамериканских стран к независимости проявилось и в деятельности Панамериканского союза (ПАС). Хотя эта организация была создана в 1910 г. по инициативе США для укрепления политической ...

Культура этносов.
Культура этносов несет в себе обычаи предков, ее черты и особенности проявляются в особенностях пищи, одежды, фольклора, народного творчества. В ней выражается вековой народный опыт жизни и рационального хозяйства. Этническая культура – ...