Хрущев канул в Лету. Практически все годы правления Брежнева в открытой прессе о нем не упоминали. И это не просто штрих, а уже целая черта на лице эпохи: ведь им самим точно так же был предан забвению Сталин.

К руководству страной пришли новые люди. И новая метла помела по-новому. Правда, высший государственный пост поделили два человека разной направленности – партийным лидером стал, если можно так назвать, аграрий Л.И. Брежнев, правительство возглавил сторонник рыночных методов хозяйствования А.Н. Косыгин. И получилось то, что получилось.

Первые шаги нового руководства КПСС подтвердили общую политико-экономическую закономерность отечественной истории – каждая новая смена советских руководителей начинала с критики нетерпимого положения, сложившегося в сельском хозяйстве, обещала скорое решение «продовольственной проблемы», а заканчивала предложениями о нормировании продовольствия и призывами к экономии хлеба (продналог и нэп при Ленине, всеобщая коллективизация при Сталине, подъем целины при Хрущеве).

Вот и Брежнев не скупился на критику волюнтаристских методов Хрущева.

Реформу 1965г. в промышленности связывают с именем главы Правительства СССР А.Н. Косыгина. В его докладе на октябрьском Пленуме ЦК КПСС были использованы предложения известного экономиста Е.Г. Либермана. Однако Брежнев – Генеральный секретарь ЦК КПСС – к этой затее, как он назвал предложения Косыгина, относился скептически.

Но положение дел в экономике страны было таково, что надо было уже что-то делать. В отдельных районах страны из-за нехватки продуктов питания возникла необходимость ввести нормированное снабжение населения (по талонам) и скрывать ситуацию стало невозможно. Поэтому реформа Косыгина поначалу пошла. Вернули отраслевое (отказавшись от хрущевского территориального) управление народным хозяйством – министерства. Заговорили о некоторых рыночных экономических категориях – расширении самостоятельности предприятий, о рычагах стимулирования производства (цена, прибыль, премия, кредит и т.д.), предполагалось планировать сверху меньше показателей, чем раньше.

Поначалу новшества эти вызвали определенный энтузиазм в обществе. Тем более что удалось добиться и кое-каких результатов: цифры выполнения планов восьмой пятилетки были действительно несколько выше, чем в предшествующую хрущевскую семилетку. В строй вступило 1900 крупных промышленных предприятий и объектов, в т.ч. Красноярская ГЭС, автозавод в Тольятти («Жигули») и т.д. Улучшаются условия жизни рабочих – в ряде отраслей повышается зарплата. Построено свыше 11 млн. квартир. Повысились закупочные цены на сельхозпродукцию. С 1 июля 1966 г. вводилась ежемесячная оплата труда колхозников деньгами и продуктами (до этого они работали за трудодни и палочки – за каждый отработанный в колхозе день ставилась палочка, а в конце года по числу заработанных «палочек» осуществлялся расчет продукцией. «Живых» денег у колхозников не было).

Но постепенно сказывались расхождения в этом вопросе двух первых лиц государства, и новые методы хозяйствования стали сворачиваться. Особенно ускорилось сворачивание реформ после известных событий 1968 года в Чехословакии. Те, кто сразу усмотрел в экономических преобразованиях угрозу политической стабильности, только повода дожидались, чтобы эту реформу придушить.

Отказ от проведения экономических реформ был зафиксирован в решениях декабрьского (1969) Пленума ЦК КПСС. Там содержались обычные требования – об улучшении использования резервов производства и усилении режима экономии в народном хозяйстве. На место экономических рычагов управления вновь выходят командные методы, призывы к борьбе с нарушителями государственной и трудовой дисциплины.

Скрытно нарастало экономическое неравенство республик. В самом невыгодном положении оказывалась Российская Федерация. Однако в союзных республиках крепло убеждение, что именно Россия виновата в проблемах каждой из них.

А на местах люди так и не успели понять, что же такое настоящий хозрасчет, и, под влиянием партийных эмоций, начали его высмеивать.

«Таким образом, …директивная экономика сумела довольно быстро нейтрализовать робкие шаги по реформированию хозяйственного механизма». В стране устанавливается неосталинизм – верность старым идеологическим ценностям, «идеологической дисциплине», помноженной на неведомую при Сталине «стабильность в руководстве».

Подобные материалы:

Объективные и субъективные предпосылки складывания в СССР административно-командной системы и тоталитарного государства, их специфические особенности. Культ личности И.В. Сталина. Основные критерии
Для того чтобы успешно строить социализм, стране нужен был мир. Однако к лету 1918г. страна оказалась в кольце фронтов. Важнейшие сырьевые и продовольственные ресурсы России были захвачены белогвардейцами и интервентами. Неустойчивой по о ...

Функции культуры.
1. Творческая (креативная). 1. Социализация – включение индивидов в общественную жизнь, усвоение ими опыта, ценностей и норм поведения. Культурный контекст всегда обусловлен правом и временем. 1. Адаптивная. 1. Интегративная. 3. Комм ...

У истоков экономической реформы
Начало 60-х гг. с точки зрения развития экономической ситуации в стране было не таким благоприятным, как в предыдущее десятилетие. Высокие темпы роста в экономике, сопровождавшиеся – особенно во второй половине 50-х гг. – повышением эффек ...