Господствующее положение в степях (Восточной Европы) – вплоть до монголо-татарского нашествия XIII в. – заняли кипчаки (шары и сары восточных источников, куманы (команы) западноевропейских, половцы русских летописей), кочевья которых к середине Х в. Простирались до Поволжья, в XI – до Дуная: сама европейская степь стала именоваться Дешт-и-Кипчак, Половецкое.

Появление половцев у южных и юго-восточных границ Руси было связано с миграционными процессами, охватившими всю Центральную Азию и степи Восточной Европы. В 1048 г. Господствовавшие в Северном Причерноморье печенеги были вытеснены из южнорусских степей в пределы Византийской империи своими давними соперниками – торками (гузами). Однако всего через несколько лет торки сами вынуждены последовать за печенегами под давлением народа, называвшегося Сары. Причиной движения саров на запад стало переселение некоего народа кунов. Этническая принадлежность кунов до сих пор вызывает разногласия. Одни исследователи считают их половцами, а другие полагают, что это самостоятельный народ.

Заветной мечтой половцев, как считает писатель, прорвать оборонительную линию земляных валов, которыми Русь огородила с юга и с юго-востока свои степные границы, и осесть в пределах Киевского государства. Русская земля для половцев, как свидетельствует Повесть временных лет, была чужой. При внуках и правнуках Ярослава Мудрого половцы уже были «нашими».

Причиной неровных отношений была, судя по всему, специфика «экономики» кочевого общества. Самый интригующий вопрос истории Великой степи – это причина, толкавшая кочевников на массовые переселения и разрушительные походы против земледельческих цивилизаций. Есть предположения, что причиной послужили разнообразные климатические изменения; воинственная и жадная природа кочевников; перенаселенность степи; рост производительных сил и классовая борьба, ослабленность землевладельческих обществ в следствие феодальной раздробленности; необходимость пополнять экстенсивную скотоводческую экономику посредством набегов на более стабильные землевладельческие общества; нежелание со стороны оседлых торговать с номадами (излишки скотоводства некуда было продавать); личные качества предводителей степных обществ; этноинтригующие импульсы.

Данилевский приходит к выводу, что отношения Руси со Степью складывались довольно сложно – прежде всего, из-за различий в образе жизни, языке, культуре. Тем не менее сформировавшиеся в последние два столетия стереотипы восприятия степняков как исконных врагов Руси не вполне отвечают представлениям о южных соседях, которые бытовали в Древней Руси.

Андрей Боголюбский у истоков деспотизма

Андрей Боголюбский родился около 1112 г. В семье ростовского князя Юрия Долгорукого, его мать- дочь половецкого хана Аепы. Он не хотел делиться доставшейся ему областью с ближайшими родичами и прогнал из Ростовской земли своих младших братьев как соперников, у которых перехватил наследство, а вместе с ними прогнал и своих племянников. Коренные области в Русской земле управлялись двумя аристократиями, служилой и промышленной. Андрей не поладил с обоими руководящими классами суздальского общества. Вопреки заведенному порядку он стал жить в знакомом ему смолоду маленьком пригороде Владимире на Клязьме, где не были в обычае вечевые сходки. Желая властвовать без раздела , Андрей погнал Ростовских земель и «передних мужей» отца своего, т.е. больших отцовых бояр. Он окружил себя такой дворней, которая в благодарность за его барские милости убила его и разграбила его дворец.

Одновременно столица княжества была перенесена им суздальский пригород Владимира- на Клязьме. Андрей Юрьевич хорошо осознавал великую политическую силу церкви и пытался использовать ее в борьбе за укрепление своей власти.

Придя к власти князь сразу решительно поставил себя не рядом с боярством, а над ним. Первым актом князя было изгнание младших братьев и старой дружины, которая всегда в таких положениях вмешивалась в управление. С этого времени Андрею приходилось остерегаться бояр; по некоторым сведением, он даже запретил боярам принимать участие в княжеских охотах. По всей вероятности, конфликты с боярством вызывались и внутренней политикой Андрея Боголюбского, пытавшегося прибрать боярство к рукам. Все эти события свидетельствую о крайней напряженности взаимоотношений между «самовластцем» -князем и боярством. Все делалось с одной целью – укрепить любой ценой собственную власть.

Страницы: 1 2

Подобные материалы:

Мудрая политика королей Ле
Итак, для страны Юга, добившейся, наконец, независимости от Китая, начался мирный этап развития. Этап, на котором рост страны больше не сдерживался иноземными наместниками, этап, на котором государство Дайвьет больше не подвергалось систе ...

Культура нового времени.
1.Коперниканская научная революция. 2.Научная кортина мира Рене Декара. 3.Прсвещение и просветительство. 4.Наука как феномен культуры. 1543 год - книга Коперника : сформулировал гелиоцентричес- кую систему мира. 1633 год - Галилео Га ...

Гришка Отрепьев в Речи Посполитой
Объявился в школе городка Волынского, Гащи, учителем польской и латинской грамматики, ведь мнимому царевичу надобно было действовать не только оружием, но и словом. Из школы он перешел в службу к князю Адаму Вишневецкому, который жил в Бр ...