Феодальная война на Руси во второй четверти XV в.Страница 1
III этапом русского объединительного процесса стала феодальная война второй четверти XV в. Эта война коренным образом отличалась от междукняжеских усобиц предшествующего времени. Если в XIV в. владетели разных княжеств оспаривали друг у друга владимирский стол, то теперь князья московского княжеского дома сражались за обладание Москвой. Таким образом, в ходе этой междоусобицы не подвергалась сомнению роль Москвы как общерусского центра.
Начало кризиса носило династический характер. После смерти Василия I против его 10летнего сына (Василий II, 1425–1462 гг.) начал войну брат Василия I, сын Дмитрия Донского — князь Юрий (удельными владениями которого были подмосковный Звенигород и Галич в Костромской земле). После смерти Юрия борьбу продолжили его сыновья — Василий Косой и Дмитрий Шемяка[8].
Феодальная война стала столкновением сторонников и противни ков государственной централизации. В ход пускались ослепления (отсюда прозвища — Василий II Темный, Василий Косой), отравления, заговоры и т.д. Театром военных действий стала вся Московская земля.
Соперники сжигали города, уводили жителей в плен. Василия II поддержали московские бояре и церковь. Феодальная война закончилась победой сил централизации. Война несколько замедлила ход объединения земель, усилила зависимость от Орды.
Но она показала и феодалам, и народу необходимость единства для сохранения государственного порядка. Призрак кровавых усобиц XIIXIV вв. усилил стремление к твердой власти. Поэтому, в конечном счете, феодальная война укрепила великокняжескую власть.
В ходе феодальной войны русская православная церковь получила автономию (автокефалию). Василий II объявил еретиком и приказал арестовать митрополита Исидора, подписавшего Унию Ферраро-Флорентийского собора 1437–1439 гг. (об объединении православной и католической церквей).
15 декабря 1448 г. Поместный собор русских епископов поставил на митрополиты всея Руси рязанского епископа Иону. После похода Василия II на Новгород в 1456 г. была сильно ограничена самостоятельность Новгородской республики. Она ставилась под «совместное управление» великокняжеского наместника и местной администрации. Новгород отказался от права внешних сношений, признал переход части его владений в состав Московского княжества.
В 1461 г. Псков вынужден был принять наместника великого князя и признать свою зависимость от Москвы.
На рубеже XV–XVI вв. в течение примерно 50 лет во время великого княжения Ивана III (1462–1505 гг.) и первых лет княжения его сына Василия III (1505–1533 гг.) в основном завершилось объединение русских земель в одном государстве.
Часть новгородского боярства, во главе с посадницей Марфой Борецкой, заключила договор о вассальной зависимости Новгорода от Литвы. Рядовые же новгородцы были на стороне Москвы. В 1471 г. Иван III организовал поход против Новгорода Великого.
В походе участвовали войска всех подвластных Москве земель, что придавало ему общерусский характер. Победа в сражении на реке Шелони обеспечила Ивану III присоединение Новгорода (окончательно Новгород был присоединен к Москве в 1478 г.; из города был увезен в Москву вечевой колокол).
В 1480 г. (после «стояния» московских и татарских войск Ивана III и Ахмедхана на реке Угре) было окончательно свергнуто монголо-татарское иго[9].
В 1485 г. после двух дней осады сдалась Тверь. На рубеже XV и XVI вв. в состав Московского княжества вошли так называемые Северские земли — между реками Сожем и Десной. В 1510 г. прекратила существование Псковская республика. В 1514 г. после третьей подряд войны с Литвой к Москве отошел старинный русский город Смоленск, население которого сыграло большую роль в переходе его под власть Москвы (открыв ворота армии Василия III). В 1521 г. была присоединена Рязань. Объединение русских земель было в основном завершено.
Образовалась крупнейшая в Европе страна, которая с конца XV в. стала называться Россией.
К этому времени относится складывание российского самодержавия. Содержание этого понятия менялось. Вначале им обозначалась независимость от чужеземного господства, затем — единодержавие (то есть власть царя, распространявшаяся на все государство, в котором ликвидированы суверенные княжества) и только потом — власть неограниченная. «Самодержавие» в последнем значении понятия характерно для Русского государства начиная с XVI в.
Подобные материалы:
Место Европы в мировом историческом процессе.
Существует два подхода к определению места Европы в мировом историческом процессе: формационный и цивилизационный.
Коммунизм
Первобытно -
общинный строй Феодальный
строй
Рабовладельчес-
ский строй Капитализм
Авторами формационного ...
Основные периоды
VI-VIII вв. - первые упоминания о восточных славянах, племенные союзы, распад родовых отношений, переход к соседской общине, появление племенных князей
IX - первая половина ХII в. - Древнерусское государство с центром в Киеве
XII-XIII в ...
Культура Древней Индии.
1. Возникновение цивилизаций.
1. Культура ведического периода.
1. Буддизм в Индии.
1. Красота и любовь к культуре Индии.
1. В 1 тысячелетии до н.э. возникла первая цивилизация – хараппская.
Археологи нашли танцовщицу, древнее божеств ...