Власть Ивана III (который систематически пользовался титулом «государь») приобретала постепенно самодержавные черты. Это подчеркивали и внешние атрибуты власти — скипетр, держава, «шапка Мономаха». «Сказание о князьях Владимирских» заявляло, что этот головной убор был подарен Владимиру Мономаху его дедом — императором Византии Константином Мономахом. Идея преемственности власти великого князя России от Византии стала еще сильнее после брака Ивана III и племянницы последнего византийского императора Софьи (Зои) Палеолог в 1472 г. Вскоре византийский двуглавый орел стал великокняжеским гербом.

Псковским игуменом Филофеем в послании к Василию III была сформулирована теория «Москва — третий Рим». В ней история выступает как процесс смены мировых царств. Первый Рим погиб в результате нашествия варваров, из-за отступления от истинного христианства. «Второй Рим» — Константинополь — захвачен неверными мусульманами (в 1453 г.); он пал из-за Флорентийской унии — союза с католической церковью. «Третий Рим» — Москва — истинный хранитель православия — будет существовать вечно[10].

Круг ближайших советников великого князя составляла Боярская Дума (полагают — совещательный орган). Сфера ее компетенции определялась волею государя. В первой трети XVI в. сложилась лестница чинов в Думе, которые «жаловал» государь: высший — «боярин», низший — «окольничий» (в Думе было от 5 до 12 первых и около 8 вторых).

С начала XVI в. в работе Думы стали участвовать все более широко думные дворяне и думные дьяки (стремление великого князя изменить аристократический состав Боярской Думы).

В первой трети XVI в. было лишь два общегосударственных ведомства — дворец и казна. Первый ведал землями великого князя, судил население; «казна» ведала финансовыми вопросами, руководила внешней политикой, была, по сути дела, государственной канцелярией.

Страна делилась на уезды, волости и станы. Власть в уезде принадлежала наместнику, в станах и волостях — волостелям. Должности эти назывались «кормлениями» (содержание управителя состояло из «кормов» и пошлин).

Таким образом, при завершении объединения русских земель государственный аппарат уже существовал. Но в нем не было еще строгого разделения функций, существовали пережитки феодальной раздробленности (после ликвидации удельных княжеств для управления отдельными землями создавались местные «дворцы» — рязанский, тверской и т.д.). Центральные органы власти не только не дублировались на местах, но и не имели там своих представителей. Самодержавная суровость власти великого князя сочеталась со слабостью из-за отсутствия централизованного аппарата управления[11].

При Иване III и Василии III остро встал вопрос о земельных владениях церкви. В среде самих церковников образовалось 2 течения:

1) «Стяжатели», считавшие, что только богатая церковь может выполнять свою задачу в государстве. Лидером их был Иосиф Волоцкий.

2) «Нестяжатели», выступавшие за отказ церкви от землевладения, материальных богатств, осуждавшие владение церковью крестьянами, видевшие деятельность церкви только в духовной сфере. Лидер — Нил Сорский.

В начале XVI в. победу одержали «иосифляне» (или «стяжатели»).

Страницы: 1 2 

Подобные материалы: