Власть Ивана III (который систематически пользовался титулом «государь») приобретала постепенно самодержавные черты. Это подчеркивали и внешние атрибуты власти — скипетр, держава, «шапка Мономаха». «Сказание о князьях Владимирских» заявляло, что этот головной убор был подарен Владимиру Мономаху его дедом — императором Византии Константином Мономахом. Идея преемственности власти великого князя России от Византии стала еще сильнее после брака Ивана III и племянницы последнего византийского императора Софьи (Зои) Палеолог в 1472 г. Вскоре византийский двуглавый орел стал великокняжеским гербом.

Псковским игуменом Филофеем в послании к Василию III была сформулирована теория «Москва — третий Рим». В ней история выступает как процесс смены мировых царств. Первый Рим погиб в результате нашествия варваров, из-за отступления от истинного христианства. «Второй Рим» — Константинополь — захвачен неверными мусульманами (в 1453 г.); он пал из-за Флорентийской унии — союза с католической церковью. «Третий Рим» — Москва — истинный хранитель православия — будет существовать вечно[10].

Круг ближайших советников великого князя составляла Боярская Дума (полагают — совещательный орган). Сфера ее компетенции определялась волею государя. В первой трети XVI в. сложилась лестница чинов в Думе, которые «жаловал» государь: высший — «боярин», низший — «окольничий» (в Думе было от 5 до 12 первых и около 8 вторых).

С начала XVI в. в работе Думы стали участвовать все более широко думные дворяне и думные дьяки (стремление великого князя изменить аристократический состав Боярской Думы).

В первой трети XVI в. было лишь два общегосударственных ведомства — дворец и казна. Первый ведал землями великого князя, судил население; «казна» ведала финансовыми вопросами, руководила внешней политикой, была, по сути дела, государственной канцелярией.

Страна делилась на уезды, волости и станы. Власть в уезде принадлежала наместнику, в станах и волостях — волостелям. Должности эти назывались «кормлениями» (содержание управителя состояло из «кормов» и пошлин).

Таким образом, при завершении объединения русских земель государственный аппарат уже существовал. Но в нем не было еще строгого разделения функций, существовали пережитки феодальной раздробленности (после ликвидации удельных княжеств для управления отдельными землями создавались местные «дворцы» — рязанский, тверской и т.д.). Центральные органы власти не только не дублировались на местах, но и не имели там своих представителей. Самодержавная суровость власти великого князя сочеталась со слабостью из-за отсутствия централизованного аппарата управления[11].

При Иване III и Василии III остро встал вопрос о земельных владениях церкви. В среде самих церковников образовалось 2 течения:

1) «Стяжатели», считавшие, что только богатая церковь может выполнять свою задачу в государстве. Лидером их был Иосиф Волоцкий.

2) «Нестяжатели», выступавшие за отказ церкви от землевладения, материальных богатств, осуждавшие владение церковью крестьянами, видевшие деятельность церкви только в духовной сфере. Лидер — Нил Сорский.

В начале XVI в. победу одержали «иосифляне» (или «стяжатели»).

Страницы: 1 2 

Подобные материалы:

Отрочество и юность царя
Иван рос в обстановке дворцовых переворотов, борьбы за власть враждующих между собой боярских родов Шуйских и Бельский. «Будучи членами одной из самых аристократических русских фамилий, Шуйские не пожелали делить власть с теми, кто приобр ...

Никарагуанская революция
Основными предпосылками революции в Никарагуа стали синдром отсталости (издержки зависимой агроэкспорт-ой модели экономики) и антинародная политика клана Сомосы, правившего страной с 1936 г.1 Революционная борьба в форме партизанских дейс ...

Отношения с Тьямпой
Южнее Дайвьета долгое время находилось государство Тьямпа. Это государство, протянувшееся вдоль побережья южной части современного Вьетнама, было образовано во II в. до н.э. Основную часть населения Тьямпы составляли тямы, принадлежащие ...