История Италии XVI — первой половины XVII в.— по-прежнему история отдельных государств, раздробленности и многообразия политических форм.

Во второй половине XV в. решающую роль играли пять относительно крупных в масштабах Италии государств: Неаполитанское королевство, Миланское герцогство, Папское государство, Флорентийская и Венецианская республики. Более мелкие государства — республики Генуя, Сиена и Лукка, герцогства Савойское, Мантуанское, Феррарское и др. Существовали еще и мелкие имперские лены. В пределах Папского государства находился целый ряд крохотных сеньорий. Пестроту картины дополняла постоянная или временная зависимость той или иной области Италии от иностранных госу­дарств.

Политическая раздробленность делала Италию легкой и соблазнительной добычей соседних стран — Франции и Испании, каждая из которых закончила свое объединение в конце XV в. и превратилась в сильную централизованную монархию. Постоянно враждовавшие между собой итальянские государства сами давали повод к иностранным вторжениям — так называемым Итальянским войнам, которые опустошали территорию страны в течение 65 лет — с 1494 по 1559 г. Миланский герцог Лодовико Моро обратился к Карлу VIII Французскому с просьбой о помощи в борьбе против неаполитанского короля Фердинанда I. Часть мелких государств Италии оказала поддержку Французскому королю.

В сентябре 1494 г. Карл двинулся в Италию с войском, состоявшим из французов и швейцарских наемников, которые на всем пути грабили население и чинили насилия. Почти не встречая сопротивления, Карл прошел через всю Италию и утвердился в Неаполитанском королевстве. Последующие французские короли продолжали захватнические походы в Италию. Попытка Людовика XII захватить Неаполитанское королевство была безуспешной. Французская экспансия натолк-нудась в Италии на испанскую. Разгорелась борьба между Людовиком XII и испанским королем Фердинандом Арагонским, которому к 1504 г. удалось вытеснить французов из Южной Италии. Людовик XII сумел на время овладеть Миланским герцогством (в 1499 г.). Борьба между Францией и Испанией, в которую вмешались также Англия и Швейцария, определяла судьбу беззащитной Италии. Папа, стремясь усилить свое собственное влияние в Италии и захватить новые территории, лавировал между воюющими сторонами, сближаясь то с Францией, то с Испанией.

В 1512 г. испанцы полностью изгнали французов из Италии, но при Франциске I борьба возобновилась. Теперь французы претендовали на захват Северной Италии. Вступивший в 1516 г. на испанский престол первый представитель династии Габсбургов Карл I (в 1519 г.— ставший и германским императором под именем Карла V) унаследовал права на Южную Италию и вмешался в борьбу за Италию. Войны шли с переменным успехом, пока Франциск не потерпел полного поражения в битве с войсками Карла V при Павии (1525 г.).

В 1526 г. папа Климент VII, Флоренция, Милан и Венеция сблизились с Франциском I, так как наибольшую опасность в тот момент для них представлял усилившийся Карл V. Образование антииспанской лиги с участием папы послужило причиной захвата войсками Карла в мае 1527 г. Рима. В течение многих дней город находился в полной власти немецких ландскнехтов и испанских солдат Карла. Общественные здания и дома частных лиц подвергались разгрому и ограблению. Разыскивая деньги и драгоценности, солдаты пытали жителей. Несколько тысяч человек было убито, часть города полностью разрушена.

Страницы: 1 2 3 4

Подобные материалы:

Образование и грамотность
После принятия в 1804 г. «Устава учебных заведений» территория Урала вошла в состав Казанского учебного округа. К 1861 г. в каждом уездном городе края были открыты приходские училища. Уездных училищ стало 26. На базе главных народных учил ...

Мнения историков
Большинство современников, близко знавших Александра Александровича, и дореволюционные историки, признавая небольшие умственные способности царя, отмечали наличие у него здравого смысла чувства ответственности за Россию, но при этом неко ...

Культура ХХ века.
На примере Сальвадора Дали. 1929г. представляет картину связанную со своей семьей. Картина "Я плюю на свою мать". Сюрреализм одно из направлений модернизма.Художник должен создавать другую реальность, отражающую его мировосприя ...