Строительство дворцов и церквей в Риме, устройство новых улиц, очень активная внешняя политика требовали огромных средств. Но приток денег из-за пределов Италии был недостаточным, не менее 3Д нужных средств взималось с местного населения. Старые налоги постоянно росли, вводились новые, практиковалась отдача налогов на откуп, за деньги предоставлялись привилегии и монополии. В этом отношении папская финансовая политика ничем не отличалась от политики других итальянских государств. Для пополнения казны папы широко пользовались продажей должностей, прибегали к внутренним займам, облигации которых размещались и за пределами Папского государства.

Хотя доходы папской казны за вторую половину XVI в. удвоились, денег все равно не хватало. Они оседали в карманах откупщиков, кардиналов или других высших сановников, родственников пап. Существенных мер для развития торговли и промышленности папы не предпринимали, а феодальные прерогативы на местах не были сколько-нибудь ограничены. В конечном счете, финансовая и экономическая политика способствовала обншцению и упадку Папского государства.

Особое место среди итальянских региональных государств принадлежит Венецианской республике. Венеция — одно из сильнейших политических образований Италии — проводила совершенно самостоятельную политику. В 1508—1509 гг. она сумела справиться со смертельной опасностью, когда против нее выступили император и Франция, Испания и Англия, папа и большинство итальянских государств, восстали подчиненные города, и Венеция временно потеряла свои владения на полуострове. Республика вела многочисленные войны с Османской империей. Она не дрогнула, когда во время конфликта с папой Павлом V на нее был наложен интердикт (1606 г.).

Сложившееся много веков назад государственное устройство существовало вплоть до утраты республикой самостоятельности в XVIII в. Венеция была сугубо аристократической республикой. В высшие государственные учреждения — Большой совет, Сенат, Совет десяти, Совет сорока и ряд других — входили исключительно представители знатных семейств. Мелочный контроль и постоянная слежка за всеми вплоть до главы государства — дожа, власть которого была чисто символической, обеспечивали стабильность государственного устройства.

В отличие от других государств Венеция не предпринимала попыток к унификации политического устройства. Политика протекционизма отвечала интересам самой Венеции и приводила к экономическому ослаблению подчиненных городов, чему способствовал и тяжелый налоговый гнет. В каждом городе республики сохранилось традиционное политическое устройство, но деятельность местных властей проходила под бдительным оком венецианских чиновников. Жизненно важные вопросы решались в самой Венеции. В отличие от других региональных государств в Венецианской республике фактически отсутствовал бюрократический аппарат, все функции государственного управления осуществлялись непосредственно самой венецианской аристократией.

Таким образом, в XVI в. период городов — государств и сословных сеньорий сменяется периодом региональных государств, зачатки которых возникли в далеком прошлом.

Эти процессы прошли два этапа. Первый — период Итальянских войн, когда политическая карта Италии и внутреннее устройство большинства государств переживали значительные изменения. На втором этапе ведущее место принадлежало нескольким более или менее крупным региональным государствам.

Страницы: 1 2 3 4

Подобные материалы:

Литература и фольклор
В первой половине XIX в. на Урале продолжалось развитие традиций местного летописания, в том числе в горнозаводских районах (Невьянск, Нижний Тагил). Публицистические и полемические произведения, направленные против произвола церковных и ...

Вклад Франции в становление европейской цивилизации.
1. Зарождение феодальных отношений. 2. Страна, на которую опиралась католическая церковь. 3. Романский стиль в архитектуре. 4. Классицизм, эпоха Просвещения, возможность веры в разум 5. Шампанское, ярмарки, Фландрия. 6. Декларация пр ...

Борьба за объединение и независимость русских земель на II этапе объединительного процесса на Руси
В течение II этапа объединительного процесса на Руси происходит значительное упрощение политической карты Северо-Восточной Руси[7]. Одни историки (Н.Л. Рубинштейн, К.В. Базилевич) говорят о существовании здесь только четырех крупных госу ...