Источник:[2, 19]

На Евпаторийский уезд по Крыму попадало наибольшее количество добываемой соли(36, 2%).[2, с. 4 – 19]

Старые солевары, вспоминая после революции о тяжелом труде на промыслах, сравнивали его с каторгой. Поистине это была «соляная каторга». Рабочий день длился с утра до ночи, до полного изнурения. Соляная рапа разъедала кожу, босые ноги покрывались язвами и струпьями. Побывавший на крымских соляных промыслах будущий писатель Максим Горький так описал в рассказе «На соли» положение добытчиков: «Какая жизнь наша? Каторжная! – жаловался один из рабочих. – Тачка – 16 пуд, рапа ноги рвет, а день – полтина! Али этого мало, чтобы озвереть? Работаешь, заработок пропьешь – опять работаешь! Вот и все. И как годов с 5 проживешь этим манером, так и того… облик человеческий и утратишь, - зверюга, да и шабаш!»

Не лучше было положение людей, занятых в каменоломнях, принадлежавших предпринимателю Егору Волкову. Камень – ракушечник пилили глубоко под водой при слабом свете ламп. В пыльных и душных галереях недоставало воздуха, искусственная вентиляция отсутствовала. Рабочий день и здесь длился с утра до ночи. Чтобы как – то прокормиться, одеться, трудились целыми семьями. Многие семьи, не имея квартир, жили в «подземках», выпиленных в пещерах на глубине 5 – 6 метров. Зато на жестокой эксплуатации богател и роскошно жил хозяин каменоломни. В центре города он возвел себе двухэтажный дом, в курортной зоне – дачу, в уезде приобрел более тысячи десятин земли и завел свое экономно – помещичье хозяйство капиталистического типа. На предприятиях и мастерских широко применялся дешевый женский и детский труд. Отсутствовала самая элементарная охрана труда. О каких – либо оплачиваемых отпусках не было и речи. Предприниматели душили рабочих необоснованными штрафами, неугодным грозило увольнение.

После реформы 1861 года в степную часть Крыма стали пребывать многие бедняки: одни на сезонную работу, другие – на постоянное жительство. Гонимые голодом и нуждой, тысячи обездоленных людей из центральных губерний России, с Украины направлялись в Крым, особенно в портовые города.

Оживление торговли, наличие дешевых рабочих рук, прокладка железной дороги – все это благоприятствовало развитию сельскохозяйственного производства, в которое все больше проникали капиталистические порядки. Разорялись мелкие хозяйства. Беднота попадала в кабалу, вследствие чего все более превалировал наемный труд батраков. *

[36, c.20 – 22]

Богатством уезда по справедливости считают соляной промысел, которым с особенной энергией занялись жители города Евпатории, особенно караимы, с 1859 года, то есть со времени предоставления права добычи соли из казенных озер и засух, частным лицам. На сколько увеличилась добыча соли с 1859 года, достаточно привести следующие, не подлежащие сомнению, данные. В продолжение предшествовавших этому времени восьми лет количество соли, добываемой из евпаторийских казенных озер, едва превышало 11 000 000 пудов; после этого стало достигать 15 000 000 пудов, и наверно превысить это количество, с увеличением требования на соль из внутренних губерний империи, которые ныне, в сравнении с наличными запасами этого продукта, ничтожно. Здесь, кстати заметить, что в описаниях, прямо или косвенно касающихся Таврической губернии, показано в Евпаторийском уезде не менее 40 соляных озер. В настоящее время многих из этих озер в натуре или вовсе нет, или хотя и существуют, но перестали быть солеродными. На самом же деле солеродных осталось не более 15 и из них добывается указанное выше огромное количество соли.[14, c.3]

Страницы: 1 2 3 

Подобные материалы:

Средневековая Западная Европа
В практике воспитания и обучения средневековья причудливо переплелись языческая (варварская), античная и христианская традиции. Ученичество являлось основной формой обучения ремесленников и купечества. Мастер обычно брал за определенную ...

Анализ книги Ле Гофа
В своей работе я бы хотела написать о книге французского историка Жака Ле Гоффа «Цивилизация средневекового Запада», которая вышла в свет около несколько десятилетий назад (впервые – в 1964году). Я выбрала ее, потому что в ней автор иссле ...

Общественно-политическое движение в Беларуси в первой половине XIX в
Ликвидация Речи Посполитой, идеи французской революции, события войны 1812 г. оказали большое влияние на развитие общественно-политического движения на землях Беларуси. Шляхетская интеллигенция, учащаяся молодежь, недовольные разделами Ре ...