Источник:[2, 19]

На Евпаторийский уезд по Крыму попадало наибольшее количество добываемой соли(36, 2%).[2, с. 4 – 19]

Старые солевары, вспоминая после революции о тяжелом труде на промыслах, сравнивали его с каторгой. Поистине это была «соляная каторга». Рабочий день длился с утра до ночи, до полного изнурения. Соляная рапа разъедала кожу, босые ноги покрывались язвами и струпьями. Побывавший на крымских соляных промыслах будущий писатель Максим Горький так описал в рассказе «На соли» положение добытчиков: «Какая жизнь наша? Каторжная! – жаловался один из рабочих. – Тачка – 16 пуд, рапа ноги рвет, а день – полтина! Али этого мало, чтобы озвереть? Работаешь, заработок пропьешь – опять работаешь! Вот и все. И как годов с 5 проживешь этим манером, так и того… облик человеческий и утратишь, - зверюга, да и шабаш!»

Не лучше было положение людей, занятых в каменоломнях, принадлежавших предпринимателю Егору Волкову. Камень – ракушечник пилили глубоко под водой при слабом свете ламп. В пыльных и душных галереях недоставало воздуха, искусственная вентиляция отсутствовала. Рабочий день и здесь длился с утра до ночи. Чтобы как – то прокормиться, одеться, трудились целыми семьями. Многие семьи, не имея квартир, жили в «подземках», выпиленных в пещерах на глубине 5 – 6 метров. Зато на жестокой эксплуатации богател и роскошно жил хозяин каменоломни. В центре города он возвел себе двухэтажный дом, в курортной зоне – дачу, в уезде приобрел более тысячи десятин земли и завел свое экономно – помещичье хозяйство капиталистического типа. На предприятиях и мастерских широко применялся дешевый женский и детский труд. Отсутствовала самая элементарная охрана труда. О каких – либо оплачиваемых отпусках не было и речи. Предприниматели душили рабочих необоснованными штрафами, неугодным грозило увольнение.

После реформы 1861 года в степную часть Крыма стали пребывать многие бедняки: одни на сезонную работу, другие – на постоянное жительство. Гонимые голодом и нуждой, тысячи обездоленных людей из центральных губерний России, с Украины направлялись в Крым, особенно в портовые города.

Оживление торговли, наличие дешевых рабочих рук, прокладка железной дороги – все это благоприятствовало развитию сельскохозяйственного производства, в которое все больше проникали капиталистические порядки. Разорялись мелкие хозяйства. Беднота попадала в кабалу, вследствие чего все более превалировал наемный труд батраков. *

[36, c.20 – 22]

Богатством уезда по справедливости считают соляной промысел, которым с особенной энергией занялись жители города Евпатории, особенно караимы, с 1859 года, то есть со времени предоставления права добычи соли из казенных озер и засух, частным лицам. На сколько увеличилась добыча соли с 1859 года, достаточно привести следующие, не подлежащие сомнению, данные. В продолжение предшествовавших этому времени восьми лет количество соли, добываемой из евпаторийских казенных озер, едва превышало 11 000 000 пудов; после этого стало достигать 15 000 000 пудов, и наверно превысить это количество, с увеличением требования на соль из внутренних губерний империи, которые ныне, в сравнении с наличными запасами этого продукта, ничтожно. Здесь, кстати заметить, что в описаниях, прямо или косвенно касающихся Таврической губернии, показано в Евпаторийском уезде не менее 40 соляных озер. В настоящее время многих из этих озер в натуре или вовсе нет, или хотя и существуют, но перестали быть солеродными. На самом же деле солеродных осталось не более 15 и из них добывается указанное выше огромное количество соли.[14, c.3]

Страницы: 1 2 3 

Подобные материалы:

Культура как информационный процесс.
Культуру можно рассматривать как совокупность внебиологической информации, накопленной человечеством на протяжении истории. Культура может рассматриваться как надбиологическая система хранения информации: 1. Летописи. 1. Произведения и ...

Начало кризиса советской системы. Изменение общественной атмосферы после смерти И.В.Сталина
«…Возле Мавзолея толпились человек 200. Было холодно. Все думали, что выносить саркофаг с телом Сталина будут через главный вход. Никто не обратил внимания, что с левой стороны от Мавзолея стояли деревянные щиты, над которыми горели элект ...

Характеристика профессионального состава и трудовой занятости населения.
Число ремесленников в Евпатории 1846 года (по каждому ремеслу) есть следующее: башмачников и сапожников –58, войлочников – 18, золотых и серебряных дел мастеров – 2, жестянщиков и лудильщиков – 19, каменщиков – 54, кузнецов – 36, меховых ...