Восточные славяне, в отличие от многих народов Европы, не получили прямого культурного наследия древнего мира. Но от эпохи первобытности они унаследовали и богатый словарный запас, и мифологию. Некоторое влияние на славян оказали в древности соседние скифы и посещаемые славянами с торговыми целями греческие колонии на берегах Черного моря. На развитии культуры в IX–XII вв. положительно сказались ежегодные многолюдные поездки русской знати и купцов в Византию, на Восток, в Западную Европу. Здесь знакомились с кораблями, крепостями, ремесленными мастерскими, различными товарами, оружием, местными обычаями и законами.

Города – центры культуры. Просвещение, Очагами развития культуры на Руси были города, количество которых росло с каждым столетием. Некоторые русские города вроде Киева, Новгорода, Галича вошли в число центров европейского значения.

В городах значительно развилось ремесло, появились мастера самых различных специальностей; их изделия продавались не только в городах, но и шли в деревню. В городах открывали школы. В Киеве школы для юношей существовали с X в. А в конце XI в. сестра Владимира Мономаха устроила в Киеве школу для девушек. Монастыри, находившиеся тогда в основном в городах, стали важнейшими духовными и культурными центрами.

В начале XII в. русская культура сделала значительные успехи. В селах и погостах существовала старая славянская культура с ее яркими языческими празднествами, хороводами, песнями, обрядовыми танцами и зимними посиделками. Крестьяне-смерды, участники походов, слагали былины, которые появились в X в. В былинах воспеты и пограничные крепости, «заставы богатырские», и войны со степняками, и борьба с разбойниками и морскими пиратами, и сбор дани с окрестных племен, и приглашение крестьянских богатырей в княжескую дружину.

Былины исполнялись и в городах, и в деревнях, и на княжеских пирах. Торжественные напевы былин звучали тысячу лет. Былины являются как бы устным повествованием о родной истории, о ярком периоде, оставившем память в народе. В тяжелые времена ига монголо-татарских ханов былины поддерживали дух народа.

Важнейшим явлением культуры Руси стали летописи. Записи о крупных событиях, возможно, начали делать еще в конце IX в.: московские историки XVI в. сохранили выписки из летописи князя Аскольда. Велись летописи при Ольге и Святославе. При Владимире Святославиче из более ранних летописей был создан в 997 г. летописный свод, расцвеченный рисунками – «миниатюрами». Самой замечательной летописью была киевская «Повесть временных лет» Нестора, законченная на 1110 г. Русские летописи составлялись на родном языке, тогда как в странах Западной Европы хроники писали на чуждой народу латыни.

Ко времени образования государства восточные славяне жили племенами со своими особенностями языка (диалект), обычаями, своим уровнем культуры. Сплочение этих племен в единое государство вело к созданию единой древнерусской народности. Предки русских, украинцев и белорусов на протяжении X–XIII вв. составляли единую народность, имели общую культуру и язык, который следует называть древнерусским, так как это был общий язык Руси.

Подобные материалы:

Социальные условия развития предпринимательства в Сибири
В результате реформ 1860-х гг. и под воздействием изменившихся социально-экономических отношений изменяется состав и численность купеческого сословия. Тем не менее, во второй половине XIX в. гильдейское купечество продолжает составлять о ...

Царь Борис Годунов и Лжедмитрий 1 (1598-1606)
Хозяйственное разорение, социальные коллизии и потрясения сопровождались династическим кризисом. Из-за неспособности сына Ивана Грозного к государственным делам фактическим правителем стал его шурин Борис Федорович Годунов, сестра которог ...

Коренной перелом в ходе войны.
Потерпев поражение в битве под Москвой и желая поправить свой пошатнувшийся авторитет в глазах Европы и всего мира, немцы решили начать своё наступление на советско-германском фронте на этот раз на юге нашей страны, намереваясь выйти к Во ...