Восточные славяне, в отличие от многих народов Европы, не получили прямого культурного наследия древнего мира. Но от эпохи первобытности они унаследовали и богатый словарный запас, и мифологию. Некоторое влияние на славян оказали в древности соседние скифы и посещаемые славянами с торговыми целями греческие колонии на берегах Черного моря. На развитии культуры в IX–XII вв. положительно сказались ежегодные многолюдные поездки русской знати и купцов в Византию, на Восток, в Западную Европу. Здесь знакомились с кораблями, крепостями, ремесленными мастерскими, различными товарами, оружием, местными обычаями и законами.

Города – центры культуры. Просвещение, Очагами развития культуры на Руси были города, количество которых росло с каждым столетием. Некоторые русские города вроде Киева, Новгорода, Галича вошли в число центров европейского значения.

В городах значительно развилось ремесло, появились мастера самых различных специальностей; их изделия продавались не только в городах, но и шли в деревню. В городах открывали школы. В Киеве школы для юношей существовали с X в. А в конце XI в. сестра Владимира Мономаха устроила в Киеве школу для девушек. Монастыри, находившиеся тогда в основном в городах, стали важнейшими духовными и культурными центрами.

В начале XII в. русская культура сделала значительные успехи. В селах и погостах существовала старая славянская культура с ее яркими языческими празднествами, хороводами, песнями, обрядовыми танцами и зимними посиделками. Крестьяне-смерды, участники походов, слагали былины, которые появились в X в. В былинах воспеты и пограничные крепости, «заставы богатырские», и войны со степняками, и борьба с разбойниками и морскими пиратами, и сбор дани с окрестных племен, и приглашение крестьянских богатырей в княжескую дружину.

Былины исполнялись и в городах, и в деревнях, и на княжеских пирах. Торжественные напевы былин звучали тысячу лет. Былины являются как бы устным повествованием о родной истории, о ярком периоде, оставившем память в народе. В тяжелые времена ига монголо-татарских ханов былины поддерживали дух народа.

Важнейшим явлением культуры Руси стали летописи. Записи о крупных событиях, возможно, начали делать еще в конце IX в.: московские историки XVI в. сохранили выписки из летописи князя Аскольда. Велись летописи при Ольге и Святославе. При Владимире Святославиче из более ранних летописей был создан в 997 г. летописный свод, расцвеченный рисунками – «миниатюрами». Самой замечательной летописью была киевская «Повесть временных лет» Нестора, законченная на 1110 г. Русские летописи составлялись на родном языке, тогда как в странах Западной Европы хроники писали на чуждой народу латыни.

Ко времени образования государства восточные славяне жили племенами со своими особенностями языка (диалект), обычаями, своим уровнем культуры. Сплочение этих племен в единое государство вело к созданию единой древнерусской народности. Предки русских, украинцев и белорусов на протяжении X–XIII вв. составляли единую народность, имели общую культуру и язык, который следует называть древнерусским, так как это был общий язык Руси.

Подобные материалы:

Массовые репрессии в Карелии в 1937 – 1938гг.
Решения февральско – мартовского пленума ЦК ВКП (б) 1937 года официально закрепили курс на развёртывание массовых репрессий в стране. Не осталась в стороне от этого курса и Карелия. В мае 1937 г. состоялась областная партийная конференция ...

Законодательное оформление крепостного права в России. Социально-экономические последствия этого процесса
В правление Александра I и Николая I были сделаны первые попытки по облегчению участи крестьян, остававшейся еще очень тяжелой. Помещики по-прежнему могли ими распоряжаться по своему усмотрению: сослать в Сибирь, отдать в солдаты и т.д. З ...

Социалисты-революционеры
Партия социалистов-революционеров занимала одно из ведущих мест в системе российских политических партий. Она была наиболее многочисленной и самой влиятельной немарксистской социалистической партий. Ее судьба была более драматична, чем су ...