В жизни турецких семей важное место занимают разного рода события: первый день в школе, вступление нового члена в корпорацию, возвращение паломников из Мекки. К ним добавляются события, связанные вообще с человеческой жизнью: рождение, обрезание, вступление в брак и кончина.

Все они сопровождаются традиционными ритуалами и составляют важную часть семейной жизни. Поскольку такие события достаточно редки, считается хорошим тоном по их случаю демонстрировать свое благополучие и возможности; это влечет за собой расходы, но праздники отмечаются пышно.

а) Рождение. Когда новорожденный появляется на свет, повитуха (эбекадии) обмывает ребенка, произносит над ним молитву, заворачивает в пеленки и кладет в колыбель (бешикили салапджак, «колыбель») или в гамак. Вскоре после рождения, над ребенком и его матерью совершаются охранительные обряды, среди которых самый распространенный — прикрепление амулета. К пеленкам, в которые завернут новорожденный, часто прикрепляется голубая жемчужина, пазарлик, амулет, предназначенный защищать от дурного глаза. Накрытая дорогими тканями, роженица возлежит на своего рода праздничной кровати, и на следующий после рождения ребенка день ее посещают родственники и друзья. По столь важному случаю ей преподносят многочисленные и разнообразные подарки. Родственницам, подругам и соседкам предлагают прохладительные напитки, кофе или рахат-лукум. Период визитов вежливости, подарков и раздачи напитков родственниками роженицы длится около месяца.

Обычно на седьмой день отец дает имя новорожденному, которому в момент обрезания пуповины уже было присвоено первое имя для защиты от дурного глаза. Он читает несколько определенных строф из Корана и затем в правое ухо новорожденного трижды произносит «Во имя Господа милостивого и милосердного» (бисмилла) и имя ребенка, держа его повернутым в сторону Мекки. После получения ребенком второго имени, его вновь кладут в колыбель и убаюкивают, повторяя его имя. Затем то же самое проделывает каждый из присутствующих детей.

На седьмой день роженица поднимается и все поют мевлуд, религиозное песнопение, относящееся к рождению пророка. Считаясь нечистой, роженица не должна выходить из дома, по правилам, 40 дней. Согласно традиции, очищение после родов наступает на сороковой день: молодая мать совершает ритуальное омовение дома или идет в хамам в сопровождении акушерки, родственниц, подруг и соседок. В последующие дни мать берет ребенка и наносит визит всем, кто побеспокоился прийти к ней, когда она была прикована к постели.

б) Обрезание (стопчет). Несмотря на то, что оно не предписано текстом Корана, обрезание стало обязательным ритуалом религиозного характера, который санкционирует признание ребенка как мусульманина.

Этот обряд, семитского происхождения, обычно совершается на седьмом или восьмом году жизни. Он дает повод для праздничной церемонии.

На протяжении восьми или десяти дней родители, перед предстоящим обрезанием, опекают подростка, с тем чтобы отвлечь его от страха перед болезненной процедурой. Мальчику надевают великолепный тюрбан, украшенный золотым или серебряным шитьем и плюмажем, и идут с ним навещать родственников и друзей. В некоторых восточных регионах, для того чтобы защитить подростка от дурного глаза, его одевают в женскую одежду, украшенную драгоценностями, и закрывают лицо вуалью. Операция, которую выполняет цирюльник бритвой, проводится в присутствии имама мечети, читающего молитвы, призванные защитить ребенка.

Обрезание отмечает момент, когда мальчик окончательно покидает общество женщин, чтобы присоединиться к мужчинам; отныне, к своему большому сожалению, он уже больше не может ходить в хамам со своей матерью и сестрами.

Обрезание сыновей султана дает повод для грандиозных торжеств, которые длятся на протяжении многих дней. В 1582 г. обрезание принца Мехмеда, сына султана Мурада III, потребовало год приготовлений!

Хирургические операции аналогичного свойства с девочками у османов практиковались довольно редко, за исключением некоторых регионов Египта. Во всяком случае, они делались всегда ночью, в тайне, в отличие от обрезания мальчиков, о которых было известно всем.

в) Свадьба. В городах, для того чтобы подобрать жениха для дочери или невесту для сына, турок обычно прибегает к услугам свахи. Это облегчает установление отношений между матерями, которые рассказывают друг другу о будущих супругах, помогает искать общий язык. И все-таки решение остается за отцами семейств. Если оно принято, отец жениха, сопровождаемый двумя родственниками или друзьями, отправляется в дом невесты, где окончательно обговаривает с ее отцом детали мероприятия. Молодой человек посылает своей будущей супруге традиционные подарки. Если он богат, он пошлет украшенные драгоценностями зеркальца, наряды, духи; в противном случае, подарит платки, салфетки, суконные ткани. По ходу дела будущий тесть получает агырлык, сумму, покрывавшую расходы на свадьбу. Несколькими днями позже приступают к заключению брачного договора (пиках) в присутствии двух свидетелей и, чаще всего, кади.

Страницы: 1 2

Подобные материалы:

Внешняя политика.
Рос международный авторитет России. Были установлены дипломатические отношения с Германией, Венецией, Данией, Венгрией и Турцией. Василий III женился на Софье Палеолог. После победы русских войск на Куликовом поле, с конца XIV века, земли ...

Произвол и насилия в малолетство Ивана Грозного.
Утверждавшийся монархический абсолютизм своими отрицательными сторонами дал себя увидеть и почувствовать князьям и боярам Московского государства преимущественно в малолетство Грозного. Хотя отдельные лица и страдали от самовластья Ивана ...

Социально-экономическое развитие в первой половине XIX в
В первой половине XIX в. в Беларуси происходили общие для Российской империи процессы, которые вели к распаду феодально-крепостнической системы, к возникновению новых - капиталистических отношений. Об этом свидетельствует развитие промышл ...