Народ всегда творит свою историю и государственный строй и его национальные формы. И об этом следует хорошо помнить, так как всякая иная ненародная история будет односторонней. Что касается истории Украины, то она в основе своей всегда была народной. Сопоставляя историю великороссийского народа в московскую эпоху и историю украинского народа под властью Литвы и Польши, мы видим, что в первой главное место занимает образование Московского государства, которое создавали преимущественно московские цари, а украинский народ в то время совсем не имел своей собственной державы и своих царей и боролся с польским государством. На эту борьбу он потратил все свои силы, все свои способности, всю свою жизнь, пролил целое море своей крови.

Раньше украинские историки особенное внимание обращали не на внутреннюю жизнь, а на события, поскольку они в самом деле были весьма интересными, поэтичными, драматическими, касались и народной жизни, потому что их творил народ под предводительством своих вожаков — гетманов, кошевых атаманов и т. п. Но уже украинские историки 60-х годов (XIX века, прим. автора сайта), такие как Антонович, Лазаревский, стали на другой путь: они подняли знамя внутренней истории Украины. Я 35 лет иду под этим же знаменем, так как начал разрабатывать историю украинского народа с 1882 года и более всего трудился над историей Слобожанщины, потому что сам здесь проживал. Теперь, когда украинский народ сбросил цепи, у него возросла потребность знать свою историю.

Историю Слободской Украины следует знать и нашей интеллигенции, которая будет трудиться среди слободско-украинского населения, и самому народу, который своей кровью оборонял этот край от врагов. Обрабатывая землю, он поливал ее своим потом, творил историю, а теперь захочет и должен будет ее знать, потому что сам ныне будет ковать свою судьбу, свое счастье, свою свободу.

История Слободской Украины является частью общей истории Украины. И потому ее захочет знать и весь возрожденный в своем национальном самосознании украинский народ. А у населения Слобожанщины пусть его национальное самосознание начинается с того, что ему наиболее близко — с осведомленности о том, что творили его деды и прадеды,— с истории Слобожанщины. Пусть эта история будет действительной историей народа — его событий, его жизни, его горя, его радостей, его мыслей, мечтаний и надежд и опять-таки всего народа — всех его прошлых сословий: и казачества, и его верхов, и низов, и мещанства, и духовенства с их материальным благосостоянием, просвещением и культурой, со всем национальным обликом.

У народов Западной Европы, например, у швейцарцев, мы наблюдаем великое тяготение к своей местной истории, археологии, мы видим у них даже местные музеи. Европейские педагоги всегда требуют, чтобы еще с начальной школы начиналось знакомство учеников, прежде всего с тем, что они видят подле и вокруг себя, чтобы они это поняли, потому что если поймут, то будут и уважать, и ценить, и любить. А когда все перечисленное будет иметь место, то это окажется очень полезным и для науки, поскольку тогда не будут гибнуть так, как ныне, памятники нашей старины. Должны и мы свою местную историю ввести в программы начальной народной школы, в программы школ для взрослых и для просвещения вне школьных рамок.

Слободская Украина является одной из частей Украины. Интересно, что наш харьковский украинский философ Григорий Саввич Сковорода называл Левобережную Украину, или, как он говорил, "Малороссию", своей матерью, а Слободскую Украину — своей родною теткой, ибо здесь он проживал и любил этот край, как поясняет его биограф М.И. Ковалинский. Выходит, что в конце XVIII ст., когда жил Сковорода, после ликвидации автономного строя Гетьманщини и Слободской Украины, название "Украина" относилось именно к так называемому "Дикому полю". Этот край более, нежели остальные части украинской земли, должен был так прозываться в территориальном смысле этого слова, так как это была "украина", то есть окраина, российско-украинских земель.

Страницы: 1 2 3

Подобные материалы:

Средневековая Западная Европа
В практике воспитания и обучения средневековья причудливо переплелись языческая (варварская), античная и христианская традиции. Ученичество являлось основной формой обучения ремесленников и купечества. Мастер обычно брал за определенную ...

Революция продолжается
В марте 1917 г. на Украине была создана Центральная Рада как фактически независимый от Временного правительства орган республиканской власти. Рада возглавила движение украинского народа за самоопределение в форме автономии, с перспективой ...

Духовное образование на Урале
Отличительной чертой духовного сословия была его замкнутость, во многом объяснявшаяся тем, что иносословным ученикам был практически запрещен доступ в духовные учебные заведения, тогда как все сыновья представителей духовных ассоциаций об ...