Когда-то российский летописец называл Украиной Русских земель пограничье Переяславской земли с половецкими степями. И там и тут ощущается, кроме этнографического, и географическое значение этого слова. Для каждого обитателя днепровского Правобережья, и даже Левобережья, тогдашнее "дикое поле", которое впоследствии заселили своими слободами украинские переселенцы и которое прежде, в домонгольський период, в XI—XIII ст. было заселено прадедами слобожан — древними русичами Чернигово-Переяславской земли, хоть и было прародиной украинцев XVII ст., но далекой Украиной. Слободская Украина в начале ХХ столетия занимала почти всю Харьковскую губернию и некоторые из уездов Курской и Воронежской губерний.

Это была равнина, на которой кое-где простирались небольшие возвышенности. Выше прочих была северная часть Харьковщины, а на юг она становилась все ниже и ниже, пока не доходила до отрогов Донецких стяговых гор. Курская губерния являлась наиболее возвышенной по сравнению с соседними Харьковской и Воронежской, но и там есть только стяговые горы. По ним проходил водораздел Днепровского и Донского водных бассейнов, где пролегал знаменитый в истории края Муравский шлях. А уже от этого водораздела расходились на запад ложбины с балками и оврагами, где много было рек и потоков.

На заселение "дикого поля" оказали значительное влияние местные реки. Теперь ни одна из них не является судоходной, но когда-то было по-другому. По Донцу Северскому сплавлялись многочисленные плоскодонки с хлебом от Белгорода к Чугуеву, а оттуда ходили и на Дон. По Осколу в конце XVI ст. московские служилые люди плавали до его устья со всяким припасом для строительства города Цареборисова. Днепровские притоки - Псёл, Сула, Ворскла - связывали Слободскую Украину с Полтавщиной; речка Выр, которая впадает в Сейм, а тот в Десну - давала возможность сообщаться с Черниговщиной. На территории Слобожанщины днепровские реки сближались с донскими. Слобожане сперва начинали селиться там, где было больше воды. Вот почему западные участки края заселились гуще и раньше, нежели восточные, так как на востоке было меньше рек. Но с XVIII ст. слобожанские реки начинают год от года мелеть, потому что количество лесов сильно уменьшилось, и они поредели.

Все важнейшие и старейшие города и слободы основывались на реках:

Сумы - на Псле;

Лебедин - на Ольшане;

Ахтырка - на Ахтырке;

Вольный - на Ворскле;

Краснокутск и Богодухов - на Мерли;

Золочев - на Удах;

Валки - на Мже;

Харьков - на Харькове и Лопани;

Цареборисов - на Осколе;

Волчанск - на Волчьей;

Тор (Славянск) - на Торке;

Чугуев, Змиёв, Изюм, Святогорский монастырь - на Донце.

"Дикое поле" потому и получило своё название, что было покрыто степями, которые перемежались с лесами. Не удивительно, что степи испокон веков влекли к себе полчища кочевых племен (гуннов, аваров, печенегов, торков, куманов, татар). Память об этом хранят географические названия: поселок Печенеги, речка Торка и др. Осевшему на Украине поселенцу нелегко было найти половчанина либо татарина в его кочевьях: ищи ветра в поле. А татарин наоборот - внезапно налетал на сёла и хутора, убивал и уводил в полон слобожан, грабил скотину и добро. Слобожане вынуждены были защищаться от татарских набегов лесами, болотами, горами, высокими могилами, городищами, земляными валами, деревянными оградами, засеками . Следовательно, степь не была препятствием для расселения оседлого люда, но вместе с тем не защищала его от татарина. Другое дело лес. Он слегка тормозил процесс заселения, но одновременно служил защитой переселенцам от вражеских нападений. Лесов тогда было неизмеримо больше, чем теперь. Леси и поляны чередовались на всём побережье Донца от Оскола до Змиёва, вдоль притоков Донца тоже шли густые леса, иногда по обоим их берегам: Изюмский, Теплинский, Черкасский и.т.п. Лес был настоящим сокровищем для слобожан, ибо из него изготовляли как крепости и замки, так и всё, что потребно было в хозяйстве, в частности буди, гути, бурти, ветряные и водяные мельницы, а также винокурни. На последние больше всего изводилось леса, так как тогда каждый украинец имел право гнать водку.

Страницы: 1 2 3

Подобные материалы:

Культура этносов.
Культура этносов несет в себе обычаи предков, ее черты и особенности проявляются в особенностях пищи, одежды, фольклора, народного творчества. В ней выражается вековой народный опыт жизни и рационального хозяйства. Этническая культура – ...

Битва за Ленинград
Битва за Ленинград охватывала почти всю северо-западную часть Советского Союза. В ней, длившейся свыше трех лет, приняли участие войска Северного (позднее Ленинградского), Северо-Западного, Волховского, Карельского и 2-го Прибалтийского ф ...

Андреевский флаг и его история
Андреевский флаг, на протяжении почти всей трехсотлетней истории Российского флота, является его главным кормовым флагом. Он представляет собой белое полотнище, пересеченное по диагонали двумя синими полосами, которые образуют наклонный к ...