Интересно, что и улицы того времени получали свои названия благодаря этим простым казакам и ремесленникам. Не говоря уже о таких улицах, как Рымарская, Чеботарская, Коцарская, Кузнечная (они были названы так в честь ремёсел), мы имеем ещё такие названия харьковских улиц в 1724 г. в Соборном приходе: улица пана полковника Квитки в замке, улица пана судьи (Квитки), улица Сотницкая (пана сотника), Беседина (где жил Беседин), Михайла Дрыкги (где жил Дрыкга), Сушковая (где жила Сущиха), Макс. Писаря (где жил М. Писарь), Сем. Богодуховского (где жил Сем. Богодуховский), Синицкого (где жил Синицкий), Енощина (где жил Еноха), Борисенковая (где жил пушкарь Борисенко), Пистунова (где жил Пистун), Гребениковая (где жил Гребеник), Куликовка (где жил Кулик), Чайкина улица над овражком; всего 20 улиц в центре.

В Троицком приходе — 6 улиц: Назарцева (где жил Назарец), Клименкова (где жил Клименко), Гунченкова (где жил Гунка), улица господина Сизиона (где жил Сизион), Юрченкова (где жил Юркевич).

В Михайловском приходе — 4 улицы: Кулиничина (где жил Кулинич), Корсуновская, Золотарёва (где жил Золотаренко), Верещаковская.

В Воскресенском приходе — 8 улиц: Дегтярёва, Котлярова (где жил Котляр), Мильныкова (где жил Мильнычка), Оноприева (где жил Оноприй Резник), улица к Меркулу (где жил Меркул), Склярова (где жил Скляр), Крохмалёва (где жил Крохмаль), Миргородовская.

В Дмитриевском приходе — 5 улиц: Турчина (где жил Турчин), Титаря (где жил Титарь), Котки (где жил Котка), Кривого (где жил Кривой), Котляра (где жил Котляр).

В Благовещенском приходе — 4 улицы: Бережная, Помазанова, Опанасовская (где жил Панасенко), улица Чёрного Ивана.

Как видим, украинско-демократический дух населения Харькова отразился даже в названиях его улиц. Таким же украинским демократичным был и состав его домовладельцев. В самой богатой аристократической части Харькова тех времён — в соборном приходе — видим помимо маленькой группы казачьей старшины (дворян и чиновников тогда вовсе не было), такие демократические фамилии казаков и цеховых, как Цилюрик, Звонарь, Голод, вдова Панамарка, вдова Матяшиха, Бабеха, портной Шватченко и т.п. То же самое можно сказать и о домовладельцах улиц Николаевской церкви, Покровского монастыря и вообще всего Харькова.

Вот что писал Д.И.Багалей в "Истории Слободской Украины":

"Наверное, то, что мы повествуем сейчас о национальном украинском составе харьковского населения, будет в диковинку для его теперешних жителей и особенно для тех, кто, не интересуясь местной историей и не видя теперь ничего украинского, думал, что Харьков никогда и не был украинским городом. Но всё это подтверждается документальными свидетельствами, которые найдены мной в разных архивах. Что касается названий улиц и прозвищ домовладельцев, то этот документ напечатан мной вместе со списком харьковцев 1656 г. в 1-м томе моей "Истории г. Харькова" в качестве особого приложения к нему, и кто захочет ознакомиться с ним, тот найдёт там целый ряд чисто украинских фамилий харьковцев за 1724 г. и среди них увидит, наверное, немало и таких, потомки которых проживают в Харькове и ныне, давно отрекшись от языка своих дедов и прадедов."

Почему же в Харькове было так много мелких домовладельцев? Потому, что население его, равно как и все слобожане, пользовалось теми льготами, которые все переселенцы получили от московского правительства, и среди этих льгот на первом месте стояла земельная, т.е. земельный надел на основе заёмочного права. Первые харьковские переселенцы получили даром на веки вечные земли под строительство жилья и право свободного безоброчного наследственного владения пригородными землями. Такие права получали и новые переселенцы. Вот почему появилось так много домовладельцев среди харьковцев — каждый, получив землю в городе, тотчас начинал строить себе жилище. Так обычно поступали крестьяне; так поступали и горожане, так как и они мало чем отличались от крестьян: их основным занятием было земледелие.

Построить хату-мазанку было достаточно легко — леса, камыша, соломы и глины было вдосталь. Ещё в начале ХХ столетия в Харькове сохранялось со старых времён немало таких хат под соломенными стрехами. Такие жилища мы видим на старых рисунках Харькова XIX ст. Соломенным и деревянным был почти весь Харьков в XVII и в первой половине XVIII ст. Каменными зданиями в казачьем Харькове были только Покровский монастырь, Коллегиум, Собор да две приходские церкви. Каменных домов не было ни у кого. Лавок с рундуками было 290, кабаков (шинков) 163, винокурен 29, но все они были деревянными.

Страницы: 1 2 3 4 5

Подобные материалы:

Культура этносов.
Культура этносов несет в себе обычаи предков, ее черты и особенности проявляются в особенностях пищи, одежды, фольклора, народного творчества. В ней выражается вековой народный опыт жизни и рационального хозяйства. Этническая культура – ...

Земская реформа
После крестьянского «Положения» в ряду административных реформ одно из важнейших мест занимает, без всякого сомнения, «Положение о губернских и уездных земских учреждениях», которое было издано 1 января 1864 года. Согласно положению ввод ...

Основные понятия
Отечественная война. Эвакуация. Карточная система. Депортация. Блокада. «Блицкриг» («молниеносная война»). Оккупация, геноцид. Партизанское движение. Подполье. «Рельсовая война». Коренной перелом в ходе войны. Антигитлеровская коалиция. Л ...