Основан Харьков был в 1654 году, именно тогда, когда Богдан Хмельницкий перешел со всей Украиной под московскую "протекцию". Город основал отряд украинских переселенцев во главе с предводителем — осадчим Иваном Каркачем. Пусть же память об Иване Каркаче вовеки живет в Харькове наряду с памятью о первом харьковском казачьем атамане Иване Кривошлыке. Хотя об Иване Каркаче как о первом харьковском осадчем упоминается только в позднейших документах (второй половины XVIII ст.), но мы не можем их игнорировать, а вместе с ними и Каркача, так как незачем было тогда выдумывать его: очевидно, что имя это сохранилось в памяти населения, а, кроме того, и по ранним документам ведомы среди харьковского населения Каркачи, причем фамилия эта известна и ныне. strifor: отзывы о брокере в Rating Market в Москве | серверы Купить с доставкой и СНГ от Server IT | Дома из профилированного бруса на сайте safe-house.biz.

Украинские переселенцы из Заднепровья пришли на дикое поле и поселились там, где река Харьков впадает в реку Лопань — на Харьковском городище, где когда-то, в домонгольський период, в XII ст., был, видимо, расположен старорусский украинский город, и где теперь в Харькове находятся "университетская горка", собор и старинный университетский корпус. Здесь, в 1656 году харьковцы выстроили земляную и деревянную ограду вокруг городища и возвели ее, как нам известно, по своему украинскому обычаю, чтобы защитить себя от татар, но эта ограда не пришлась по вкусу московскому воеводе, который велел выстроить крепость по московскому образцу.

Вот так с самого начала обнаружились две власти и в стихии культуры — украинская и великорусская. Но по составу населения Харьков был, можно сказать, чисто украинским городом, так как сюда сразу же явилась немалая группа украинцев — 587 казаков, а с женщинами и детьми это составляло, возможно, до 2000 человек. Они образовали казацкое объединение, с разбиением на сотни и десятки, во главе с атаманом, сотниками и десятниками.

Д. И. Багалею посчастливилось разыскать в архиве и опубликовать список этих харьковцев — из него видно, что это были украинцы — семьи Иваненко, Тимошенко, Ефименко, Гордиенко, Алексеенко, Мельник, Колесник, Коваль, Кушнир, Котляр, Швец, Ткач, Кравец. Видим среди них и Журавля, Дудку, Стреху, Ломаку, Тетерю, Сыроежку, Горобца и прочих. Были Тихий, Дурной, Кривой, Недбаенко. Был Кременчуцкий (видимо, из Кременчуга), Волошенин (наверное, из Волощины), Москаль (из Московии).

Украинские типы: сотник. Гравюра Т.Калинского(XVIII ст.)

Это был передовой отряд переселенцев, а за ним начали приходить и другие. Приходили, как нам известно, больше всего с Правобережной Украины, особенно в тяжкие времена Руины, приходили из Гетманщины, приходили и из других мест Слободской Украины, потому что Харьков привлекал к себе население как полковой и торговый город. Здесь имело своих служилых великорусских людей и московское центральное правительство, но их было немного по сравнению с количеством украинского населения.

В 1665 г. в Харькове украинцев было 2282 человек мужского пола (мещан 1290 и земледельцев 992), а великороссов (детей боярских и других служилых людей) — 133.

В 1668 г. украинцев было 1491 мужского пола, великороссов (служилых и приказных людей) 75 человек (видимо, здесь учтены только казаки и служивые люди без детей и родственников).

В 1670 г. в Харькове возросло число великороссов, так как многие русские служилые люди остались в городе, чтобы защищать его от татар. Украинцев тогда было 2101 человек мужского пола, великороссов - 415 человек мужского пола.

В 1673 г. число украинцев составило 1276 чел. мужского пола, великороссов 118 человек; это все были дети боярской городовой службы, а полковых русских служилых людей уже не было.

В 1675 г. количество великорусских служилых людей снова резко увеличилось (в 6 раз): теперь их было 625 человек.

В 1686 г. великороссов приходилось 571 человек на 1937 украинцев.

Страницы: 1 2 3 4 5

Подобные материалы:

Крещение Руси.
К IX в. большая часть европейских государств приняла христианство; на Руси к этому времени государственной религией оставался языческий культ воинственного Перуна (бога грозы и войны) и покровителя богатства и довольства – Велеса. У язычн ...

Время царя Михаила Федоровича Романова (1613-1645). Начало царствования
Принимаясь за трудное дело успокоения государства, царь Михаил, по своей молодости, болезненности и душевной мягкости, не мог обойтись без руководства и помощи. Поэтому около него собрался круг приближенных придворных, среди которых перво ...

Заключение.
Война с Германией обернулась для Советского Союза очень тяжелыми испытаниями. За внешним фасадом победных мероприятий скрывалось немало тяжелых ран, язв и пороков, которые сказались на последующем развитии страны. Громадными были людские ...