Воинствующий национализм и русификация окраинСтраница 1
Национальная политика АлександраIII в противовес традиционной российской веротерпимости и покровительственному отношению к малым народам определялась буквально понятым православным патриотизмом и стремлением добиться слияния всех подданных Российской империи в единую нацию. Сам глубоко религиозный император и его ближайшее окружение, опираясь на православно – славянофильские идеи, стремились укрепить самодержавие, осуществляя с 80 – х гг. бюрократическими методами политику воинствующего великодержавного национализма, насильственной русификации и утверждение православия.
Эта политика особенно ярко проявилась в отношении Царства Польского и Финляндии. В Финляндии в конце 80 – х –начале 90 –х гг.была упразднена самостоятельность финляндского почтового ведомства, введен обязательный прием русской монеты, преобразован Сенат в целях ослабления его политического значения.
В Польше усиленно насаждался русский язык в школе. В 1885 г. был закрыт Польский банк. Вся деятельность администрации была направлена на превращение Царства Польского в Привисленский край.
В прибалтийских губерниях в конце 80 –х гг. местные судебные и административно – полицейские учреждения были заменены общеимперскими, начал активно внедряться русский язык, что объективно ослабляло позицию немецкого дворянства, снижая его влияние на местное население (латышей и эстонцев). Вместе с тем в 1883 г. небывалый размах приобрело в Прибалтике обращение населения в православие. Всего за период правления Александра III из лютеранства в православие перешло более 37 тыс. человек.
Дискриминации подверглась национальная культура украинцев и белорусов, их языки были запрещены к употреблению. Подверглась гонению унианская церковь.
В течение царствования АлександраIII в православие было обращено более 8.5 тыс. мусульман и более 50 тыс. язычников.
Политика преследований и ограничений проводилась в отношении евреев. В мае 1882 г. были изданы « Временные правила», запрещавшие евреям селиться вне городов и местечек, за исключением существующих земледельческих колоний, что должно было, с одной стороны, ослабить волну антиеврейских выступлений, прокатившуюся в 1881 г. по западным губерниям и Польше, а с другой – ограничить места проживания евреев « чертой оседлости». Евреи лишались права приобретать имущество в сельских местностях. В 1887 г. циркуляром министра народного просвещения Делянова была установлена процентная норма приёма евреев в средние и высшие учебные заведения : 10% - в «черте оседлости», 5% - вне ее и 3% - с столицах. В 1891-1892 гг. специальными законами было ограничено проживание евреев в Москве и Московской губернии и выселено около 20 тыс. человек.
Разработка и проведение политики контрреформ. С июня 1882 г. до конца 1885 г. происходит установление нового курса и намечаются общие контуры преобразований, главной задачей которых являлось усиление роли поместного дворянства как опора самодержавия.
Император и его ближайшее окружение избрали тактику постепенной и последовательной ликвидации установлений предыдущего царствования . Первым детищем нового правительственного курса стал университетский устав 1884 г. Он фактически уничтожил автономию университетов. Ректор, деканы и профессора отныне назначались , при этом учитывались не ученые заслуги, а «религиозно – нравственное и патриотическое направление».Были резко ограничены права ученых коллегий, уничтожен университетский суд. Вся университетская жизнь ставилась под надзор попечителя учебного округа и министра. Вводилась система государственных экзаменов и оплата студентами права посещения лекций и практических занятий. Значительно возросла власть императора студентов, соединявшая в себе судебную и административную функции.
Обсуждение нового устава выявило значительные разногласия среде членов Государственного совета, большинство в котором принадлежало либеральной оппозиции. Однако АлександрIII утвердил мнение меньшинства.
Основная работа по созданию проектов контрреформ сосредоточилась в Министерстве внутренних дел, а главным разработчиком стал правитель канцелярии министерства, бывший предводитель дворянства А.Д. Пазухин.
К осени 1886г. был готов проект земской контрреформы. Важным шагом в ее осуществлении стало принятие 12 июля 1889 г. закона о земских участковых начальниках. При его обсуждении в Государственном совете против этого закона высказалось подавляющее большинство, но АлександрIII вновь поддержал меньшинство. Земские начальники назначались министром внутренних дел из числа потомственных дворян и должны были заменить институт мировых посредников , уездные по крестьянским делам присутствия и мировой суд. Они утверждали и смещали должностных лиц крестьянской администрации, без суда налагали штрафы и подвергали крестьян аресту. Закон о земских начальниках увеличивал правительственную опеку над крестьянами, подчинял их административной и судебной власти дворян.
Следующим шагом было принятие 12 июня 1890 г. «Положение о губернских и уездных земских учреждениях», установившего сословный принцип выборов в земства и усиливший правительственный контроль за их деятельностью. Первая курия отныне включала только дворян, имущественный ценз для них был уменьшен, а число гласных увеличено. Для городской курии ценз был повышен. А крестьяне лишались выборного представительства : губернатор сам назначал крестьянских гласных из числа избранных крестьянами кандидатов .Постановление земств могло быть отменено губернатором, если он считал его «нецелесообразным».
Подобные материалы:
Взгляды А.И. Солженицына на историческое развитие
Чем руководствуется Солженицын, так излагая историю России? Какие взгляды сподвигают его на это? Кто он – монархист, славянофил, теократ?
Отвечая на последний вопрос, Солженицын отрицает все. Так в статье «Чем грозит Америке плохое поним ...
«Народник»
Хрущева как лидера резко выделяло одно качество в сравнении со сталинскими, да и послесталинскими вождями: человечность, искреннее, даже горячее сочувствие положению народа, стремление помочь людям. Это его качество прорывалось уже во вре ...
Духовное образование на Урале
Отличительной чертой духовного сословия была его замкнутость, во многом объяснявшаяся тем, что иносословным ученикам был практически запрещен доступ в духовные учебные заведения, тогда как все сыновья представителей духовных ассоциаций об ...