Национальная политика АлександраIII в противовес традиционной российской веротерпимости и покровительственному отношению к малым народам определялась буквально понятым православным патриотизмом и стремлением добиться слияния всех подданных Российской империи в единую нацию. Сам глубоко религиозный император и его ближайшее окружение, опираясь на православно – славянофильские идеи, стремились укрепить самодержавие, осуществляя с 80 – х гг. бюрократическими методами политику воинствующего великодержавного национализма, насильственной русификации и утверждение православия.

Эта политика особенно ярко проявилась в отношении Царства Польского и Финляндии. В Финляндии в конце 80 – х –начале 90 –х гг.была упразднена самостоятельность финляндского почтового ведомства, введен обязательный прием русской монеты, преобразован Сенат в целях ослабления его политического значения.

В Польше усиленно насаждался русский язык в школе. В 1885 г. был закрыт Польский банк. Вся деятельность администрации была направлена на превращение Царства Польского в Привисленский край.

В прибалтийских губерниях в конце 80 –х гг. местные судебные и административно – полицейские учреждения были заменены общеимперскими, начал активно внедряться русский язык, что объективно ослабляло позицию немецкого дворянства, снижая его влияние на местное население (латышей и эстонцев). Вместе с тем в 1883 г. небывалый размах приобрело в Прибалтике обращение населения в православие. Всего за период правления Александра III из лютеранства в православие перешло более 37 тыс. человек.

Дискриминации подверглась национальная культура украинцев и белорусов, их языки были запрещены к употреблению. Подверглась гонению унианская церковь.

В течение царствования АлександраIII в православие было обращено более 8.5 тыс. мусульман и более 50 тыс. язычников.

Политика преследований и ограничений проводилась в отношении евреев. В мае 1882 г. были изданы « Временные правила», запрещавшие евреям селиться вне городов и местечек, за исключением существующих земледельческих колоний, что должно было, с одной стороны, ослабить волну антиеврейских выступлений, прокатившуюся в 1881 г. по западным губерниям и Польше, а с другой – ограничить места проживания евреев « чертой оседлости». Евреи лишались права приобретать имущество в сельских местностях. В 1887 г. циркуляром министра народного просвещения Делянова была установлена процентная норма приёма евреев в средние и высшие учебные заведения : 10% - в «черте оседлости», 5% - вне ее и 3% - с столицах. В 1891-1892 гг. специальными законами было ограничено проживание евреев в Москве и Московской губернии и выселено около 20 тыс. человек.

Разработка и проведение политики контрреформ. С июня 1882 г. до конца 1885 г. происходит установление нового курса и намечаются общие контуры преобразований, главной задачей которых являлось усиление роли поместного дворянства как опора самодержавия.

Император и его ближайшее окружение избрали тактику постепенной и последовательной ликвидации установлений предыдущего царствования . Первым детищем нового правительственного курса стал университетский устав 1884 г. Он фактически уничтожил автономию университетов. Ректор, деканы и профессора отныне назначались , при этом учитывались не ученые заслуги, а «религиозно – нравственное и патриотическое направление».Были резко ограничены права ученых коллегий, уничтожен университетский суд. Вся университетская жизнь ставилась под надзор попечителя учебного округа и министра. Вводилась система государственных экзаменов и оплата студентами права посещения лекций и практических занятий. Значительно возросла власть императора студентов, соединявшая в себе судебную и административную функции.

Обсуждение нового устава выявило значительные разногласия среде членов Государственного совета, большинство в котором принадлежало либеральной оппозиции. Однако АлександрIII утвердил мнение меньшинства.

Основная работа по созданию проектов контрреформ сосредоточилась в Министерстве внутренних дел, а главным разработчиком стал правитель канцелярии министерства, бывший предводитель дворянства А.Д. Пазухин.

К осени 1886г. был готов проект земской контрреформы. Важным шагом в ее осуществлении стало принятие 12 июля 1889 г. закона о земских участковых начальниках. При его обсуждении в Государственном совете против этого закона высказалось подавляющее большинство, но АлександрIII вновь поддержал меньшинство. Земские начальники назначались министром внутренних дел из числа потомственных дворян и должны были заменить институт мировых посредников , уездные по крестьянским делам присутствия и мировой суд. Они утверждали и смещали должностных лиц крестьянской администрации, без суда налагали штрафы и подвергали крестьян аресту. Закон о земских начальниках увеличивал правительственную опеку над крестьянами, подчинял их административной и судебной власти дворян.

Следующим шагом было принятие 12 июня 1890 г. «Положение о губернских и уездных земских учреждениях», установившего сословный принцип выборов в земства и усиливший правительственный контроль за их деятельностью. Первая курия отныне включала только дворян, имущественный ценз для них был уменьшен, а число гласных увеличено. Для городской курии ценз был повышен. А крестьяне лишались выборного представительства : губернатор сам назначал крестьянских гласных из числа избранных крестьянами кандидатов .Постановление земств могло быть отменено губернатором, если он считал его «нецелесообразным».

Страницы: 1 2 3 4

Подобные материалы:

Что дальше?
Год, как в Чечне закончились крупномасштабные боевые действия, но окончательный мир так и не наступил. Продолжали гибнуть люди, причём не только военные, но и мирные жители. После ряда чувствительных поражений не только на равнине, но и в ...

Последствия опричнины
Из-за опричнины странна попала в кризисное положение: были разорены главные экономические центры страны (Новгород, Тверь), Ливонская война приобрела ещё более затяжной характер и была проигранн, было убито множество людей. Разрушена ...

Государственное переустройство Российской империи
Оформление основ абсолютистской монархии в эпоху Петра Великого (1682—1725) потребовало радикальных преобразований всей системы государственного управления. Коренным изменениям подверглась система старых (традиционных) государственных учр ...