В центральной части Балканского полуострова, к югу от Дуная, в долинах рек Западной Моравы, Дрины, Босны, Неретвы в VI—VII вв. поселились племена, из которых впоследствии сформировался сербский народ. В период раннего средневековья эта область называлась Рашка, Константин Багрянародный называл сербами также обитателей области Пагании, Травунии, Захумья и Боснии. Они подчинили себе местное иллиро-фракийское население, и впоследствии его ассимилировали.

Процесс образования феодального государства у сербов в течение раннего средневековья шел сравнительно медленно. Одной из причин этого являлись географические условия мест их расселения. В Рашке, Дукле, Травунии, Захумье и Боснии горный рельеф не только преобладал, но и все эти области были отделены друг от друга горными хребтами и представляли собой географически замкнутые территории. И хотя некоторые из сербских земель — Дукля, Травуния и Захумье — прилегали к Адриатическому побережью, они оставались мало связанными в хозяйственном отношении с торговыми центрами Адриатики, так как их основная территория была отрезана от побережья горами. Все это обусловило слабые темпы развития производительных сил у сербов и способствовало сохранению экономической и политической обособленности отдельных областей. В период раннего средневековья центр государственного объединения сербов неоднократно перемещался то во внутренние, то в приморские районы.

Как и у других народов Балканского полуострова, распространение христианства у сербов началось вскоре после их переселения. Главенствующую роль в христианизации этих земель играла Византия, которая рассчитывала таким путем расширить свое политическое влияние на славян. Уже на первых этапах распространения христианства сербские земли оказались на стыке двух церковных влияний — западного и восточного. Между Римом и Византией шла постоянная борьба за утверждение своего влияния на этой территории

В VIII—IХ вв. у сербов появились первые государственные образования, которые сложились в Рашке, Дукле (с ХI в. — Зета, позднее — Черногория), Травунии, Захумье и Боснии. Эти политические образования находились под верховной властью Византии, уплачивали ей дань, но были самостоятельны в политическом отношении.

Известно, что в этот период в центре сербских земель — Рашке — правил князь Властимир. Наследниками были его сыновья Мутимир, Строймир и Гойник, поделившие в 840 г. между собой владения отца. В IХ в. уровень развития государственности у сербов был низким, с еще неустановившимся порядком передачи княжеской власти по наследству. Правящая семья смотрела на свои владения не как на этнополитическое целое, а как на собственность. Раздел сербских земель после смерти Властимира между его сыновьями вызвал политическую нестабильность и междоусобную борьбу, в которой победил Мутимир. При нем в сербских землях распространилось христианство по восточному образцу.

После смерти князя Мутимира (891(2) г.) в результате династической борьбы на престол взошел Петр Гойникович, племянник Мутимира, который правил более двадцати лет. Петр сумел несколько стабилизировать внутриполитическое положение в стране, жестоко подавляя сепаратизм феодалов и стараясь сохранить хорошие отношения как с Византией, чей сюзеренитет он признавал, так и с Болгарией. И тем не менее в конце IX — начале X в. сербы были втянуты в политическую борьбу между Византией и Первым Болгарским царством за гегемонию на Балканах.

Другим центром государственного объединения сербов в начале Х в. была область Захумье, где в это время правил князь Михаил Вишевич. Стараясь помешать укреплению Петра Гойниковича в приморских областях, он установил дружеские отношения с болгарским царем Симеоном и спровоцировал военный поход болгар против сербов приморья, в результате которого Петр был захвачен в плен, где и скончался, а князем стал его племянник Павел Бранкович, внук Мутимира. С этого времени в Сербии началась длительная борьба за рашский престол. Византия и Болгария периодически пытались утвердить на нем своего ставленника.

Ослабление Болгарии облегчило восстановление самостоятельного государства в Рашке. Вскоре после смерти болгарского царя Симеона один из членов сербской княжеской фамилии — Часлав Клонимирович — освободил сербские земли от власти болгар. Византия всячески помогала политическому восстановлению Сербии, так как стремилась сделать ее противовесом своим опасным соседям — болгарам и хорватам. При Чаславе сербское государство значительно расширилось, кроме Рашки в него вошли Босния и Травуния. Однако после его смерти (ок. 950.), созданное им государство стало распадаться. Так, известно, что к этому времени Босния уже не входила в его состав.

Страницы: 1 2

Подобные материалы:

Воинствующий национализм и русификация окраин
Национальная политика АлександраIII в противовес традиционной российской веротерпимости и покровительственному отношению к малым народам определялась буквально понятым православным патриотизмом и стремлением добиться слияния всех подданны ...

Новые опалы и казни.
Учреждение опричнины по своему идейному началу, как мы видели, со стороны царя было признанием, своего рода санкцией, прави­тельственного значения боярской думы, укрепленного деятельностью избранной рады. Но на деле, в своих конечных резу ...

Вступление.
Речь пойдет о временах, скрытых веками, и людях, давно уже канувших в небытие, но оставивших неизгладимый след в истории государства Российского. О первых, самых древних, русских князьях. О тех людях, которые смогли расширить, развить, за ...