Несмотря на усобицы князей, Киевская Русь оставалась единым государством. Около 1072

г. трое братьев Ярославичей вместе со своими боярами составили в Киеве сборник законов, названный «Русской Правдой». До этого судили на основе традиций, правил, передаваемых из поколения в поколение. Широко распространена была кровная месть – мстили за убийство или другое преступление против родича. «Русская Правда» отменяла кровную месть и определяла денежные штрафы за различные преступления. Люди по этому закону разделялись по имущественному и должностному положению, что характерно для всех законов феодальной эпохи:

…§ 20. Если убьют огнищанина (управителя), разбойнически напав на него, а местные крестьяне не будут искать убийцу, то виру (штраф) платит вся вервь (община), на земле которой найдено тело убитого.

§ 21. Если убьют огнищанина в доме или около лошадей и коров, то виновника следует убить «во пса место» (как собаку). Так же следует поступать и при убийстве тиуна (исполнителя княжеских заданий).

§ 22. За убийство княжеского тиуна штраф в 80 гривен…

§ 24. За убийство княжеского старосты, распоряжавшегося сельскими работами, штраф 12 гривен…

§ 26. За убийство смерда или холопа штраф в 5 гривен.

Штраф за убийство огнищанина был огромен: он равнялся стоимости стада в 80 волов или в 400 баранов; такой штраф должен был разорить всю общину или отдать всех крестьян в кабалу князю. Жизнь смерда или холопа ценилась в 16 раз дешевле.

С появлением письменного закона Русь поднялась еще на одну ступень в своем развитии. Отношения между людьми в обществе стали регулироваться законами, что в значительной мере приводило в порядок общественную жизнь с ее бесчисленными трудностями.

Владимир Мономах. Сложная обстановка сохранялась на Руси вплоть до конца XI в. Князья ссорились между собой, превращая ссоры в разорительные войны. Половцы продолжали нападать на Русь и уводить в плен тысячи русских людей. Сами русские князья для вооруженного решения своих распрей приглашали и нанимали половецкие войска, что еще больше разоряло Русь. Вот как описывает летописец, очевидец событий, печальные последствия одного половецкого набега:

«Сотворился плач великий в земле нашей. Опустели села наши и города наши… Одних ведут в плен, других рассекают саблями, иных в отместку убивают мучительной смертью, другие трепещут, видя эти убийства пленных… Взяв город, половцы запалили его огнем, а жителей повели в свои кочевья… Измученных, печальных, костенеющих от холода, голодных, со скорбными лицами и почерневшими телами…»

В 1093 г. умер последний из сыновей Ярослава Мудрого – великий князь Всеволод; сын его, Владимир Мономах, находившийся при отце в Киеве, надеялся стать преемником отца, но киевляне избрали на великокняжеский престол другого князя – Святополка Изяславича. Он оказался слабым, неумелым правителем, но очень «сребролюбивым» (жадным до денег). Князь стремился из всего извлечь выгоду и покровительствовал ростовщикам. Сразу же после его смерти, в 1113 г. вспыхнуло восстание: киевляне разгромили двор боярина Путяты и дворы ростовщиков.

Киевское боярство пригласило на киевский великокняжеский престол популярного переяславского князя Владимира Мономаха. Новый князь изгнал из Киева многих ростовщиков и внес дополнение в законы «Русской Правды», облегчавшее уплату процентов и выплату долга. Этот «Устав Мономаха» был написан в пользу мелкого городского люда, часто попадавшего в долговую зависимость от ростовщиков.

Страницы: 1 2

Подобные материалы:

Борьба с монголо-татарами.
Завоевание Руси отсталыми в эко­номическом и социальном отношении кочевниками искусственно задержало эволюцию товарно-денежных отношений, на долгое время законсервиро­вало натуральный способ ведения хо­зяйства. Этому способствовало и раз­ ...

Послесловие
На одной из площадей Грозного ещё в 70-е годы был воздвигнут памятник -скульптурная группа: плечом к плечу стоят русский, чеченец, ингуш. В народе сразу прозвали это место «площадью трёх богатырей». В этом монументе, по замыслу авторов, д ...

Способы выживания людей на селе
На селе мог выжить тот, кто приспосабливался к адским условиям неприкрытой дискриминации. Кроме сельской «элиты», удерживались те, кто не имел прямого подчинения колхозам и совхозам. Это – работники партийных, советских и кооперативных ор ...