Период правления Екатерины II нередко именуют эпохой «просвещенного абсолютизма» в России. Под этим термином понимается стремление править в соответствии с идеалами европейского Просвещения. Екатерину наряду с австрийским императором Иосифом и прусским королем Фридрихом II действительно именовали «философом на троне», которые, пользуясь своей властью, помогут делу просвещения общества и установлению справедливости. [3]

Представление о государстве как о главном инструменте достижения общественного блага господствовало в умах людей того времени. Идеалом Ш. М. Монтексье, чье сочинение «О духе законов» было настольной книгой Екатерины II, являлась конституционная монархия с четким разделением законодательной, исполнительной и судебной властей. В своей политике Екатерина II пыталась реализовать эти теоретические положения. Она стремилась построить законную самодержавную монархию, обновить ее с учетом новых исторических реалий, а не вводить конституционный демократический строй, как этого хотели просветители. Понимание монархии равенства и свободы не шло дальше закрепления прав и привилегий каждого сословия в рамках самодержавной монархии. [2;3]

Политика просвещенного абсолютизма в России, так же как и в ряде других европейских стран, заключалась в использовании положений просветительской идеологии для укрепления крепостнического строя в условиях его начавшегося разложения. Такая политика не могла проводиться долгое время. После Великой французской революции наметился курс на усиление внутренней и международной реакции, что означало конец просвещенного абсолютизма. [1]

Екатерина, воспитанная на идеях французского Просвещения, в первый период своего царствования пыталась смягчить нравы российского общества, упорядочить обветшалое законодательство, ограничит крепостное право. С этой целью она задумала разработать новые законы на основе «философии» Просвещения. Ею был написан «Наказ», который должен был служить руководством для будущего законодательного собрания. В «Наказе» проводилась мысль о разделении властей и создании элементов правового государства, т. е. он отражал самые передовые общественные идеи европейской мысли того времени. Но в нем не было речи о ликвидации самодержавия, т.к. из-за огромности территории страны признавалась благом для России. Робко говорилось в «Наказе» только о смягчении крепостного права. [2;3]

Итак, придя к власти, Екатерина приступила к преобразованию устаревшей системы государственного управления.

Подобные материалы:

Рабство в Древней Индии. Положение рабов в Древней Индии по «Законам Ману»
«Законы Ману» – сборник предписаний благочестивому индийцу в исполнении им своего долга – общественного, религиозного и морального. Рабам в законах отводится свое место, называют их даса. Естественно, что в тот период основным источником ...

Сущность и особенности революции
Революция продолжала и завершала дело предшествующей – 1905–1907 гг. Но в ней появились и новые черты. «Верхний» ряд составляли те, которые были обусловлены необходимостью преодолеть ставшее опасным отставание страны от передовых индустри ...

Последствия распада СССР.
1. Распад СССР привёл к практически немедленному началу Ельциным и его сторонниками широкой программы преобразований. Самыми радикальными первыми шагами были: - в экономической области — либерализация цен 2 января 1992 года, послужившая ...