Период правления Екатерины II нередко именуют эпохой «просвещенного абсолютизма» в России. Под этим термином понимается стремление править в соответствии с идеалами европейского Просвещения. Екатерину наряду с австрийским императором Иосифом и прусским королем Фридрихом II действительно именовали «философом на троне», которые, пользуясь своей властью, помогут делу просвещения общества и установлению справедливости. [3]

Представление о государстве как о главном инструменте достижения общественного блага господствовало в умах людей того времени. Идеалом Ш. М. Монтексье, чье сочинение «О духе законов» было настольной книгой Екатерины II, являлась конституционная монархия с четким разделением законодательной, исполнительной и судебной властей. В своей политике Екатерина II пыталась реализовать эти теоретические положения. Она стремилась построить законную самодержавную монархию, обновить ее с учетом новых исторических реалий, а не вводить конституционный демократический строй, как этого хотели просветители. Понимание монархии равенства и свободы не шло дальше закрепления прав и привилегий каждого сословия в рамках самодержавной монархии. [2;3]

Политика просвещенного абсолютизма в России, так же как и в ряде других европейских стран, заключалась в использовании положений просветительской идеологии для укрепления крепостнического строя в условиях его начавшегося разложения. Такая политика не могла проводиться долгое время. После Великой французской революции наметился курс на усиление внутренней и международной реакции, что означало конец просвещенного абсолютизма. [1]

Екатерина, воспитанная на идеях французского Просвещения, в первый период своего царствования пыталась смягчить нравы российского общества, упорядочить обветшалое законодательство, ограничит крепостное право. С этой целью она задумала разработать новые законы на основе «философии» Просвещения. Ею был написан «Наказ», который должен был служить руководством для будущего законодательного собрания. В «Наказе» проводилась мысль о разделении властей и создании элементов правового государства, т. е. он отражал самые передовые общественные идеи европейской мысли того времени. Но в нем не было речи о ликвидации самодержавия, т.к. из-за огромности территории страны признавалась благом для России. Робко говорилось в «Наказе» только о смягчении крепостного права. [2;3]

Итак, придя к власти, Екатерина приступила к преобразованию устаревшей системы государственного управления.

Подобные материалы:

Социалисты-революционеры
Партия социалистов-революционеров занимала одно из ведущих мест в системе российских политических партий. Она была наиболее многочисленной и самой влиятельной немарксистской социалистической партий. Ее судьба была более драматична, чем су ...

Внешняя политика
Противоречивость характера, непоследовательность его действий, минутный каприз скрывались и во внешней политике Павла. При вступлении на престол он дал торжественное обещание сохранять и поддерживать мирные отношения со всеми государствам ...

Становление европейской цивилизации и Франции.
Становление происходило в три периода: Период античности - 1 тыс. до н. э. Средневековье - приход франков, возникновение Французского королевства, зарождение культуры, распространение религии. Новое время - с начала XII века, реформ ...