Период правления Екатерины II нередко именуют эпохой «просвещенного абсолютизма» в России. Под этим термином понимается стремление править в соответствии с идеалами европейского Просвещения. Екатерину наряду с австрийским императором Иосифом и прусским королем Фридрихом II действительно именовали «философом на троне», которые, пользуясь своей властью, помогут делу просвещения общества и установлению справедливости. [3]

Представление о государстве как о главном инструменте достижения общественного блага господствовало в умах людей того времени. Идеалом Ш. М. Монтексье, чье сочинение «О духе законов» было настольной книгой Екатерины II, являлась конституционная монархия с четким разделением законодательной, исполнительной и судебной властей. В своей политике Екатерина II пыталась реализовать эти теоретические положения. Она стремилась построить законную самодержавную монархию, обновить ее с учетом новых исторических реалий, а не вводить конституционный демократический строй, как этого хотели просветители. Понимание монархии равенства и свободы не шло дальше закрепления прав и привилегий каждого сословия в рамках самодержавной монархии. [2;3]

Политика просвещенного абсолютизма в России, так же как и в ряде других европейских стран, заключалась в использовании положений просветительской идеологии для укрепления крепостнического строя в условиях его начавшегося разложения. Такая политика не могла проводиться долгое время. После Великой французской революции наметился курс на усиление внутренней и международной реакции, что означало конец просвещенного абсолютизма. [1]

Екатерина, воспитанная на идеях французского Просвещения, в первый период своего царствования пыталась смягчить нравы российского общества, упорядочить обветшалое законодательство, ограничит крепостное право. С этой целью она задумала разработать новые законы на основе «философии» Просвещения. Ею был написан «Наказ», который должен был служить руководством для будущего законодательного собрания. В «Наказе» проводилась мысль о разделении властей и создании элементов правового государства, т. е. он отражал самые передовые общественные идеи европейской мысли того времени. Но в нем не было речи о ликвидации самодержавия, т.к. из-за огромности территории страны признавалась благом для России. Робко говорилось в «Наказе» только о смягчении крепостного права. [2;3]

Итак, придя к власти, Екатерина приступила к преобразованию устаревшей системы государственного управления.

Подобные материалы:

Египетская цивилизация
Египет – одна из древнейших и наиболее долговременных цивилизация. Причиной тому является его местоположения. Зажатая с обеих сторон пустыней, она получила возможность развиваться в плодородной долине Нила. Разливы Нила – это как бы реки ...

Бережливость
Самураи, находящиеся на службе, знатные и низкие, всегда должны быть бережливы, но при этом не экономить на расходах на содержание дома. Те, кто имеют большие доходы, должны быстро изменить свои траты, если обнаружат, что живут не по сред ...

Слуги и оружие
Каждый самурай, находящийся на службе, должен был иметь в достатке все необходимое оружие. В каждом доме свои военные правила, поэтому необходимо тщательно приготовить все, чего требовал господин: знамена, флаги и знаки отличия на шлеме, ...