Усиление эксплуатации народных масс тяжело отражалось на хозяйстве общинников. Источники рассказывают о том, что в царствование Бахрама V Гора (421–438 или 439) в Иране у многих крестьян не было рабочего скота и семян для посева. Разоренные общинники нередко бросали землю и уходили из общин, брались за ремесленное производство и другие виды презираемых профессий, превращались нередко в бездомных бродяг. Литература, отражавшая интересы эксплуататоров, укоряла общинников за то, что они бросают наследственный земледельческий труд, обвиняла их в непокорности, лени, своеволии, бунтах. Правители областей докладывали Бахраму V о том, что они видят в сельских местностях «разбредающийся рабочий скот и проросшую траву на посевах и нивах». Немало сел было покинуто жителями.

Разорение части крестьянского хозяйства отрицательно отражалось на всей экономике страны, приводило к нарушению ирригационной системы, к частым неурожаям и голоду, о которых неоднократно сообщалось в источниках. Один из них рассказывает о царствования Пероза (459–484): «Во время его правления был семилетний недород: реки и источники высохли… скот так оголодал, что животные не могли более носить груза… нужда, голод, разные бедствия распространились среди жителей нашей страны».

Резко увеличившаяся эксплуатация общины, безудержное стремление знати присвоить весь прибавочный продукт земледельческого труда тормозили развитие производительных сил в сельском хозяйстве. Поэтому борьба иранского крестьянства против закабаления, представлявшая собой основное содержание внутренней истории Ирана с конца IV в. и вылившаяся в конце V столетия в широкое маздакитское движение, имела большое прогрессивное значение.

От возросшей эксплуатации общины и произвола знати страдали не только рядовые общинники, но и выделявшиеся из их среды азаты» которые не допускались к более или менее высоким военным и гражданским должностям. Поэтому в V в. азаты и дехкане вместе со своей общиной активно выступали против ее закабаления. Именно в этот период началась борьба азатов против политического господства рабовладельческой знати – борьба, которая выражала конфликт между нарождавшимся феодализирующимся слоем мелких и средних землевладельцев, с одной стороны, и военно-рабовладельческой знатью – с другой. Азаты и дехкане представляли определенный социальный слой, на который начали опираться шаханшахи в стране. Все более частые волнения среди закабаленного и разоряемого крестьянства побудили отдельных шаханшахов попытаться изменить свою политику и как-то ограничить жадность и своеволие светской и духовной знати, так как это подрывало мощь самого государства. Так, Ардашир II (379–383) издал даже указ об освобождении иранского крестьянства от податей на 10 лет, но вскоре после этого знать свергла его с престола. Ограничить политическое влияние и мощь знати и жречества в какой-то мере удалось при Ездигерде I (399–420), который репрессировал многих представителей знати и подавил поднятый ими в Парсе мятеж. Однако в конце концов и он заплатил жизнью за свою политику. Его сын Бахрам V, еще при вступлении на престол публично осудивший действия отца, находился целиком под влиянием знатных родов.

С ослаблением Сасанидской державы участились нападения на Иран кочевых племен со стороны Кавказа и со стороны Средней Азии. Временами Сасанидскому государству удавалось отражать нашествия кочевников и даже переходить в наступление, однако во второй половине V в. положение резко изменилось. Войны против кочевников осложнялись тяжелым внутренним положением в стране. Шах-аншах Пероз потерпел поражение. В первый раз он был вынужден заплатить большую контрибуцию и до полной уплаты оставить у эф-талитов в качестве заложника своего сына Кавада, а во второй раз его войско было разбито наголову и сам он погиб. В результате этой войны эфталиты захватили ряд восточных областей Сасанидского царства и наложили на Иран тяжелую дань.

В стране, испытавшей военные поражения, истощенной голодом, начались народные восстания. С огромным трудом иранской знати удалось подавить народное восстание 483–484 гг. в северо-западных областях государства. Гораздо опаснее для господствующего класса оказалось начавшееся в конце V в. грандиозное крестьянское восстание, известное под названием маздакитского движения и ставшее крупнейшим историческим событием в жизни Западной Азии того периода.

Подобные материалы:

Основные причины и предпосылки отмены крепостного права. Закат эпохи крепостного права
Крестьянская реформа 1861 года, явившаяся существенным шагом нашей страны на пути к капитализму, была обусловлена объективными политическими, экономическими, социальными и другими предпосылками. Вся система организации сельского хозяйств ...

Первобытно-общинный строй
История человечества делится на три периода: каменный век, бронзовый век и железный век. В основу деления положен ма­териал, из которого преимущественно изготовляли орудия тру­да в ту или иную эпоху. С самого начала своего существования л ...

Древнейшие цивилизации Востока. Феномен Востока
Восточный тип – тип циклического развития возник в глубокой древности, но главные черты Восточной цивилизации были сформулированы и обрели классическое выражение, прежде всего в Индии и Китае. Культура и религия народов Востока развивала ...