Наибольшее распространение в период Нового царства получил тип храма с четким прямоугольным планом. Его ансамблевый характер был рассчитан на постоянную смену впечатлений у многочисленных участников торжественных религиозных процессий.

Фасад храма обращался к Нилу, от которого шла дорога, обрамленная по сторонам каменными сфинксами или священными овнами (баранами). Мерное повторение их фигур создавало спокойный ритм, настраивало молящихся, перед которыми во всем великолепии простирался залитый солнцем мир, отгороженный и в то же время слитый с этой своеобразной стеной каменных изваяний. Аллея сфинксов приводила к входу - каменному пилону - грандиозной, сужающейся кверху в форме трапеции стене, разделенной узким проходом посредине. Перед пилоном воздвигались колоссальные статуи, обелиски. За пилоном открывался прямоугольный в плане, открытый двор, обнесенный колоннами. В центре двора по главной оси также прокладывалась каменная колоннада. Она намечала прямую линию пути к колонным залам, молельням, кладовым и другим помещениям. Монументальные рельефы покрывали стены храмов. Мощные колоннады, многочисленные скульптуры дополняли их торжественный облик.

Сохранившиеся колоннады и храмы древней столицы донесли до наших дней величавый дух архитектуры этого периода.

Величайшими сооружениями эпохи Нового царства стали храмы, или "дома" богов, как их называли древние египтяне. Воды Нила разделили Древний Египет на две части: восточную и западную, на Царство Живых и Царство Мертвых. На восточном берегу Нила возводились дворцы фараонов и громадные храмы, славящие богов; на западном берегу строились пирамиды, гробницы и заупокойные храмы, где совершалась служба в честь умерших и обожествленных фараонов.

Заупокойные храмы и гробницы разделялись. Храмы строились внизу, на равнине, а гробницы, для сохранности от разграбления, высекались в скалах и маскировались. Классическим для этого времени стал храм царицы Хатшепсут у скал Дейр-эль-Бахри (XVIII династия, ок.1500 г. до н. э).

Хатшепсут не жалела средств на возведение этого храма, который она строила "из любви к отцу своему Амону". Этот грандиозный замысел был воплощен руками зодчего Сененмута, фаворита царицы и воспитателя ее дочери Нефрура. Сохранилось несколько статуй этого архитектора, представленного вместе со своей воспитанницей. Изображения Сененмута встречаются и в Дейр эль-Бахри, однако, по всей видимости, их появление было тайным: расположенные около дверных проемов, они всякий раз оказывалась скрытыми открытой дверью. Кроме того, территории первой террасы храма Сененмут начал строительство своей гробницы, чтобы и после смерти оставаться как можно ближе к построенному им храму. Тем не менее, эта священная территория принадлежала Амону и Хатшепсут, и это посягательство священную землю, а возможно и другие причины, вызвало опалу Хатшепсут. Гробница зодчего, в которой было тщательно уничтожены все его имена, так и не была закончена.

Вырубленный в известняковых скалах, он состоял из трех огромных террас, расположенных одна над другой. На каждой из террас находились открытый двор, крытые помещения с колоннами - портики - и уходившие в толщу скалы святилища. Ярусы храма соединялись пандусами - наклонными дорогами, заменявшими лестницы и разбивавшими террасы на южную и северную части.

Такие конструкция и расположение постройки были вовсе не случайны: менее чем в 100 метрах от комплекса Хатшепсут находится схожий храм, возведенный правителем XI династии Ментухотепом Небхепетра.

Этот царь считался родоначальником фиванских царей, и Хатшепсут таким образом демонстрировала преемственность своего правления и доказывала законность своих претензий на египетский престол.

Рис.1 "Храм царицы Хатшепсут"

Подобные материалы:

Развитие советской пожарной охраны в 1920-х гг.
С переходом пожарной охраны в ведение НКВД как в центре, так и на местах, в ней устанавливается единоначалие. Созданный в составе Главного управления коммунального хозяйства Центральный пожарный отдел НКВД РСФСР руководил борьбой с пожа ...

Трактат «О строении человеческого тела, в семи книгах» и «Извлечение из него »
Еще со студенческих лет Везалий задумал издание большого анатомического опуса и с этой целью тщательно собирал, записывал и зарисовывал свои секционные наблюдения при вскрытиях как человеческих трупов, так и трупов животных. Поражает набл ...

Сан-Стефанский прелиминарный договор. Берлинский трактат
Прелиминарный договор представители Российской и Османской империй подписали 3 марта 1878 в г.Сан-Стефано (Ешилькёй). В соответствии с ним на территории от Дуная до Эгейского моря и от Черного моря до Охридского озера (общей площадью 160 ...