Значительное число ремесленников трудилось в «работных домах» («Кархане»), принадлежавших казне и отдельным феодалам. Их продукция, в отличие от продукции, создававшейся цеховыми организациями и работавшими в одиночку ремесленниками, для рынка не предназначалась. Рабочая смена в Кархане продолжалась с раннего утра и до позднего вечера. Редкие дни отдыха в них приходились лишь на религиозные праздники.

Все без исключения ремесленники отбывали разного рода повинности — занимались по приказу властей строительством дорог, плотин, дамб, мостов, крепостей и т. п.

Как и в других странах Востока, в Сефевидском государстве сохранялся институт рабства. Однако невольники, доставлявшиеся главным образом из Индии и кавказского региона, использовались, как правило, в качестве домашней прислуги или перепродавались за границу. Применение их труда в сфере ремесленного и сельскохозяйственного производства значимой роли не играло.

Если в первой половине XVII в. в хозяйстве сефевидского Ирана наблюдался период подъема, то, начиная с правления шаха Сулеймана (1666—1694), стали отчетливее проявляться признаки упадка — сначала в сельском хозяйстве, а потом в ремесле и торговле. Основной причиной нарастания кризисных явлений в экономической жизни послужило усиление эксплуатации сельских и городских трудовых слоев населения, намного опережавшей рост производительных сил. Власти без должного внимания реагировали на сокращение численности населения в сельскохозяйственных районах, уменьшение площадей обрабатывавшихся земельных угодий,

на разрушение оросительных сооружений. Разорение и обнищание деревни негативно отражалось на состоянии торговли и ремесла.

В политическом руководстве страной шах опирался главным образом на иранскую гражданскую бюрократию, духовенство и крупное купечество. При нем состоял «меджлисе ала» («высочайший совет»), который обладал совещательными правами и включал в себя семь «столпов державы» («аркане доулет»). Помимо «этемад ад-доуле» («доверие державы»), занимавшего высший пост в придворной иерархии, в него входили: «меджлис-невис» (его заместитель), «диван-беги» (верховный судья по политическим и гражданским делам), «курчи-башы» (командир феодального ополчения кы-зылбашских племен), «куллар-агасы» (глава конного корпуса гулямов), «туфенгчи-агасы» (предводитель корпуса мушкетеров), «ишык агасы-башы» (церемонимейстер шахского двора). Когда обсуждались военные вопросы, в «высочайший меджлис» приглашался «сапахсалар-е кулли Иран» («главнокомандующий всей армией Ирана»). В конце XVII в. состав «меджлисе ала» были введены еще три сановника: «Мостоуфи ал-мамалек» (руководитель дивана финансов), «назире буйютат» (управитель дворцовыми учреждениями) и «мир шекар-башы» (начальник шахской охоты). Каждый из них располагал своим ведомством (диваном) с разветвленным штатом чиновников. «Этемад ад-доуле» осуществлял контроль над деятельностью всех государственных ведомств, и у него хранилась большая печать шаха. Однако он, как и остальные сановники, в любой момент мог быть смещен со своего поста и казнен шахин-шахом.

Власть шаха считалась неограниченной, но при решении наиболее важных вопросов он и «высочайший совет» не могли не принимать во внимание нормы шариата и точку зрения мусульманского духовенства.

В административном плане страна делилась на области дивани и хассэ. Во-первых, управлявшихся «этемад ад-доуле», наряду с государственными землями имелись и земли других категорий. Во вторых — преобладали находившиеся в ведении особого дивана хассэ земли шахской семьи. На местах руководство областями дивани осуществляли беглербеки, обладавшие одновременно властью административной и военной. Им подчинялись правители округов — хакимы. Последние в основном были наследственными местными владетелями или вождями кочевников. Они получали те или иные округа в юрты своих племен. Фонд хассэ, включавший Ардебиль, Гилян, Мазандаран, Исфаган, Фарс, а также отдельные районы Азербайджана и Курдистана, управлялся особыми чиновниками с сугубо гражданской властью. Доходы от него шли в казну шаха и на содержание его двора.

Большим влиянием и авторитетом в общественно-политической жизни страны пользовалось духовенство, контролировавшее шариатские суды, имущество вакфов, систему религиозного образования. К концу XVII в. их мнение при дворе Сефевидов зачастую являлось решающим.

Страницы: 1 2 3

Подобные материалы:

Внешняя политика.
После сожжения Москвы татарами в 1571 году, тогда, когда опричное войско не смогло противостоять Девлет-Гирею, было запрещено употреблять слово “опричнина”, некоторым были даже возвращены конфискованные земли. Однако происходило это посте ...

Начальный период войны: причины поражений и отступлений советских войск. Мобилизация сил народа на отпор врагу. Создание антигитлеровской коалиции.
Очень трудными оказались первые месяцы войны, когда советские войска были вынуждены отступить под натиском превосходящих сил противника. Что принято понимать под начальным периодом Великой Отечественной войны, каковы его хронологические ...

Комсомольское. Март 2000 г. Последний штурм
Потеряв контроль над большей частью территории республики, бандиты оказались в постепенно сжимающемся кольце федеральных войск. Теперь у них не оставалось иного выхода, как попытаться прорваться из Аргунского ущелья в разных направлениях: ...