При Петре I строительство, особенно в его «парадизе» (рае) – новой столице России, приняло исключительный размах. Под руководством Д. Трезини, архитектора из Италии, возвели колокольню собора в Петропавловской крепости, здание коллегий (ныне в нем – университет) и т.д. Над возведением Санкт-Петербурга тогда же и позднее трудились и другие зодчие: иностранные (Шлютер, Леблон, Микегти) и русские (Земцов, Еропкин и др.). Вырабатывался новый, смешанный стиль – с использованием иноземных и местных мотивов.

В Москве продолжали развивать традиции русского, или нарышкинского, барокко. Таковы церковь Покрова в Филях, построенная для Л.К. Нарышкина; церковь Ивана Воина на Якиманке; церковь Архангела Гавриила на Чистых прудах (Меншикова башня) и др.

Великий зодчий России Василий Иванович Баженов, родившийся в 1737 г. в семье церковнослужителя одного из соборов Московского Кремля, с детских лет проявил незаурядное природное дарование – с увлечением срисовывал старинные здания во второй столице. О нем узнал известный архитектор Д. Ухтомский и взял его в обучение. Затем Баженов перешел в петербургскую Академию художеств к С.И. Чевакинскому, став его помощником при возведении Николаевского морского собора. Учился Баженов также в Париже и Риме. Возвратившись на Родину, он строил здания арсеналов в обеих столицах, в Москве – дом Пашкова, в стиле национальной готики – дворец в Царицыно и др. Связи Баженова с Новиковым, цесаревичем Павлом Петровичем, московскими масонами навлекли на него гнев императрицы, и его отстранили от дел. Царицынский дворец остался недостроенным (Екатерина сочла его мрачным), а грандиозный проект перестройки Кремля оказался невостребованным. Некоторое время Баженов занимался частными постройками. В конце правления императрица вернула его в Северную столицу (1792 г.), и он строил здания в Кронштадте. Император Павел назначил его вице-президентом Академии художеств, и гениальный зодчий принялся за новые дела, но вскоре умер (1799 г.).

Сентиментализм отразился в парковой архитектуре («гроты уединения», беседки, стилизация «дикой природы»).

В стиле барокко работал знаменитый В. Растрелли (Зимний дворец, собор Смольного монастыря, многие другие сооружения в разных городах). Сын скульптора К.-Б. Растрелли, он родился в 1700 г. По заказу Анны Ивановны он строил Зимний дворец (1735–1739 гг.), йотом дворец Бирона в Митаве. По его проектам возвели много сооружений в Москве (Анненгофский, Лефортовский дома). Петербурге и его окрестностях (дворец в Царском Селе, дворцы Бобринских, Воронцова, Строганова и др.), Киеве (Андреевский собор) и другие. Венцом его деятельности стала постройка комплекса зданий Смольного монастыря (40–50-е гг., достроен В.П. Стасовым в начале XIX в.). Скончался Растрелли в 1771 г.

Живопись. Светская живопись при Петре 1 выразила себя главным образом в портрете. Братья Иван и Роман Никитины, Андрей Матвеев рисовали Петра, членов его семьи, сподвижников, преемников – Петра II, Анну Ивановну. Портреты были сделаны в реалистическом духе, проникнуты психологизмом.

Страницы: 1 2 3 4

Подобные материалы:

Экономическая эксплуатация в английских колониях
Формирование колониальных режимов влекло за собой глубокие изменения в экономическом положении африканских народов, отражалось на характере и состоянии их хозяйствования. Последнее десятилетие XIX в. было отмечено значительным ростом англ ...

Директория, причины ее поражения в борьбе за власть на Украине
В начале, осени 1918 г. стало очевидным, что страны германского блока проиграют войну. В конце октября гетман Скоропадский попробовал заручиться поддержкой известных украинских политических деятелей. В первых числах ноября кабинет министр ...

7 антикитайских отечественных войн
Итак, первым государством, обозначившим свои территориальные претензии в отношении Вьетнама, стал Китай. Китайские императоры в течение многих тысячелетий считали вьетские земли частью своей обширной территории. Так, уже в 214 г. до н.э. ...