Мало мы знаем о жизни художника И.А. Ерменева, который обучался в Академии художеств, затем был послан в Париж, где стал свидетелем, а возможно и участником, событий 1789 г. Дальнейшая его судьба неизвестна. В цикле акварелей Ерменев правдиво показал жизнь простого народа, крестьян («Поющие слепцы», «Крестьянский обед», «Нищие»). Художник создал суровые и величественные образы крестьян, показал силу и достоинство простых людей.

Зачинателем крестьянского бытового жанра стал Михаил Шибанов. Он был крепостным Г.А. Потемкина, который его затем освободил. Перу Шибанова принадлежали многие портреты, в том числе относящийся к лучшим образцам живописи XVIII в. портрет Екатерины II. Однако Шибанов известен прежде всего благодаря своим бытовым картинам («Крестьянский обед», «Празднество свадебного договора» и др.). На этих полотнах правдиво и любовно переданы сцены крестьянской жизни, лица крестьян, их одежда и жилища.

Скульптура. В Петровское время скульптура носила в основном прикладной, орнаментальный характер. Но тогда же работал крупный скульптор К-Б. Растрелли (бронзовый бюст Петра и др.).

Позднее скульптурное творчество испытало влияние классицизма. На русской почве он дал прекрасные образцы, отмеченные величественностью, лаконичностью и поэтической выразительностью (памятник Петру I, или «Медный всадник», работы Э.-М. Фальконе), человечностью и теплотой (надгробие Н.М. Голицыной в Донском монастыре работы Ф.Г. Гордеева).

Этьен-Морис Фальконе, выходец из Швейцарии (родился в 1716 г.), начинавший как скульптор-самоучка, учился затем в Париже, получил здесь признание – стал членом Академии художеств, создал работы на античные и библейские темы. По рекомендации Вольтера и Дидро Екатерина II пригласила его в Россию (1766 г.) – он должен был соорудить памятник Петру Великому. Закончил работу скульптор в 1775 г. и три года спустя вернулся в Париж.

Скульптор-реалист Федор Иванович Шубин, земляк Ломоносова (родился в 1740 г.), тоже, как и он, пришедший пешком в столицу, но не в Москву, а в Петербург, попал в Академию художеств по прошению Ломоносова. Шубин учился также во Франции и Италии. По возвращении в Петербург он приобрел славу лучшего русского скульптора (бюсты Екатерины II, Павла I, Ломоносова, вельмож, полководцев Румянцева, Суворова, Потемкина и др.). Ему покровительствовал всесильный Потемкин, но завидовали и преследовали собратья по мастерству. Умер Шубин в 1805 г.

Приобрел известность М.И. Козловский – автор замечательного «Самсона» в Петергофе, памятника Суворову в Петербурге.

Театр. В 1756 г. в Петербурге возник стараниями ярославца – купеческого сына Ф.Г. Волкова первый профессиональный театр в России. Основу его деятельности составили национально-патриотическая тематика, просветительство, классицистический репертуар (трагедии А.П. Сумарокова и др.). В нем работали выдающиеся актеры театрального классицизма: И.А. Дмитревский, П.А. Плавильщиков, Т.М. Тровпольская, сам Ф.Г. Волков. Возвышенность в обрисовке героических образов русской и мировой истории сочеталась у них с тонкостью в раскрытии их мыслей, страстей, выразительностью декламации.

Страницы: 1 2 3 4

Подобные материалы:

Общая характеристика Смуты в России начала XVII века
Начало Нового времени было переломным и России. Здесь завершился процесс создания единого государства и определился его тип как многонационального централизованного государства. Сложилась государственная система крепостного права. В то же ...

В Парижском университете
Основной преподавания в Парижском университете были лекции на латынском языке. Это были труды Гиппократа, Галена, Авиценны и др. Среди студентов различных национальностей были представители всех сословий и состояний. Вся обстановка и ста ...

Раскулачивание и борьба с «финскими боевиками» в Карелии в первой половине 30 – х годов.
Политические репрессии в Карелии не ограничиваются только 1937-1938 годами. Первый удар политической репрессивной машины приняли на себя в тридцатые годы так называемые «кулаки». По данным Госплана КАССР, в 1927 году к найму рабочей силы ...