Петровские преобразования затронули и повседневный быт всех слоев общества. Дворяне сменили старинные одежды, тяжелые, длинные и неудобные, на более простые и удобные европейские камзолы, костюмы, сбрили бороды, курили табак. Подобные новшества прививались и среди купцов, других слоев городского населения.

Власти стали больше следить за чистотой улиц, благоустройством, тишиной в городах. Строить новые здания, улицы и площади старались по плану, «регулярно», особенно в Петербурге. В обеих столицах заводили аптеки, пожарные команды. Следили за санитарным состоянием, мостили улицы.

С целью повышения культуры общения завели ассамблеи; на них присутствовали и женщины, что первое время вызывало недовольство приверженцев старины. Для обучения хорошим манерам издали «Юности честное зерцало, или Показание к житейскому обхождению». Петровские указы повелевали быть вежливыми друг с другом.

По случаю побед в походах и сражениях устраивали народные гулянья – с триумфальными шествиями и арками, фейерверками и маскарадами, угощениями и выступлениями плясунов, фокусников и акробатов.

Сокращение для дворян срока службы до 25 лет (1736 г.), затем отмену обязательной службы (1762 г.) дворяне встретили с одобрением. Многие уходили в отставку, чтобы полностью переключиться на домашнее хозяйство, предпринимательство. Они строили усадьбы, разбивали парки, сады. Все большее место в их жизни занимали праздники и охота, балы и семейные торжества. Дворянам подражали богатые промышленники, купцы. Они тоже заводили дома и дворцы, оркестры и псарни.

Из дворянской среды вышло немало писателей и поэтов, художников и зодчих. Но основная их масса вела жизнь праздную, ленивую, которая их развращала. Особой роскошью отличалась повседневная жизнь императорского дворца, вельмож. Императрица Елизавета, например, имела гардероб со многими тысячами платьев. Сановники тратили огромные деньги на пиры, увеселения, фавориток.

Некоторые из вельмож собирали богатейшие коллекции живописи, скульптуры, прикладного искусства, редких рукописей, на свои деньги строили прекрасные архитектурные памятники, музеи, открывали частные театры.

Крестьянский быт изменился незначительно – те же холщовые, пестрядинные рубахи и порты, те же онучи и лапти, зипуны и полушубки, рукавицы и шапки. По-прежнему жили крестьяне в «черных» избах (топились «по-черному»), «белые» избы появлялись только у богатых сельчан. Убранство в домах – деревянные столы и лавки, кровати и посуда. Имелась посуда и из глины, металлическая же встречалась редко.

В тяжелых бытовых условиях проживал мастеровой люд – тесные и грязные помещения, плохая одежда; их еда – хлеб и квас, тюря и капуста. Работали они по 14–15 часов в сутки, за провинности их ждали штрафы и наказания, каторга или рекрутчина. Старики кормились «мирским подаянием». Некоторые забывались в кабаках.

«Капиталисты» – крестьяне и мастера выходили в купцы, промышленники и стремились подражать дворянам в одежде и иных предметах обихода.

Психология чиновничества формировалась средой учреждений с их нередкими злоупотреблениями и произволом, раболепием и взяточничеством. В.В. Капнист, драматург и поэт, в комедии «Ябеда» так обрисовал облик чиновника-хапуги:

Бери – большой тут нет науки.

Бери, что только можешь взять.

На что ж привешаны нам руки.

Как не на то, чтоб брать, брать, брать…

Подобные материалы:

Реакция британской колониальной администрации и индийцев на российские проекты завоевания Индии
Политические процессы в Британской Индии, в том числе эволюция системы буржуазно-политических институтов, были результатом противоборства и взаимодействия двух сил: британского колониального режима и индийского национального движения. При ...

Полководец, военачальник
В момент смерти отца Святослав был младенцем. Управление княжеством во время его малолетства находилось в руках его матери Ольги. Воспитателя Святослава звали Асмуд, а воеводу при нем – Свенельд. Святослав самостоятельно начал княжить в 9 ...

Критические замечания к концепции А.И. Солженицына
Концепция истории Россия Александра Исаевича Солженицына своеобразна, она выделяется в русской исторической традиции. Это отмечают многие историки, и далеко не все с ним согласны. Так Р.А. Медведев, кандидат педагогических наук, историк, ...