Следственный аппарат России во второй четверти XVIII-XX вв.Страница 1
После ликвидации в 1723-1726 гг. "майорских" следственных канцелярий и Розыскной конторы Вышнего суда постоянно действующий специализированный следственный аппарат прекратил существование и отсутствовал в государственном механизме нашей страны на протяжении относительно длительного времени: со второй половины 1720-х гг. до начала 1800-х гг. Насколько можно понять из анализа законодательства и сведений, приводимых в литературе, во второй четверти XVIII - начале XIX в. расследованием преступлений занимался широкий круг неспециализированных на этой деятельности судебных и административных органов (исключением явились лишь временные следственные комиссии, о которых речь пойдет далее). При этом деятельность органов власти послепетровского времени в качестве органов расследования доныне целостно не освещалась.
Во второй четверти XVIII - начале XIX в. расследование уголовных дел - как и в дореформенные времена - осуществляли либо специализированные судебные органы (а именно функционировавшие в 1730-х - первой половине 1760-х гг. Канцелярия тайных розыскных дел и Сыскной приказ), либо располагавшие с 1722-1727 гг. по 1775 г. судебными полномочиями региональные и местные органы общего управления (губернские и воеводские канцелярии). Кроме того, расследованием преступлений до начала 1780-х гг. занимались Главная полицмейстерская канцелярия и подчиненные ей территориальные органы общей полиции - полицмейстерские канцелярии'. Необходимо подчеркнуть, что в процессуальной деятельности всех перечисленных органов предварительное расследование как стадия не отделялось от судебного разбирательства.
Что касается обособленного досудебного производства по уголовным делам, то таковое производство во второй четверти XVIII - начале XIX в. осуществляли: во-первых, вышеупомянутые временные следственные комиссии, создававшиеся для расследования конкретных дел (главным образом по обвинениям должностных лиц местных и региональных органов власти), а во-вторых, основанные по закону от 7 ноября 1775 г. уездные органы общего управления - нижние земские суды. Наряду с этим, начиная с 1780-х гг., досудебное производство осуществляли управы благочиния, учрежденные вместо полицмейстерских канцелярий, согласно закону от 8 апреля 1782 г. "Устав благочиния или полицейский".
В отличие от органов общей полиции 1720-1770-х гг., управы благочиния не обладали правом суда по уголовным делам (сохранив, согласно ст.70 закона от 8 апреля 1782 г., право рассматривать лишь гражданские иски стоимостью до 20 рублей). Полномочия же управы благочиния и подчиненных ей должностных лиц обшей полиции по досудебному исследованию уголовных дел нашли развернутое закрепление в ст.38, 61, 100-105 и 160 Устава благочиния 1782 г.
Прежде чем переходить к характеристике развития отечественного следственного аппарата в 1800-1980-е гг., необходимо сделать историографическое отступление. Дело в том, что, не в пример ситуации с изысканиями по истории органов расследования второй четверти XVIII - начала XIX в., следственный аппарат России XIX-XX вв. оказался исследован на сегодняшний день относительно подробно, хотя и неравномерно. Наиболее изученной к настоящему времени следует признать реформу следственного аппарата 1860 г., обстоятельствам которой оказались посвящены два диссертационных исследования и череда статей.
Почти столь же фундаментально прояснена история органов предварительного расследования Советской России за 1917-1920-е гг. ' Немало внимания ученые авторы уделили также развитию следственных органов нашей страны в XIX - начале XX в. Кроме того, в ряде работ последнего десятилетия, посвященных современным проблемам уголовно-процессуального законодательства, авторы осветили (хотя и бегло) либо в целом историю следственного аппарата России на протяжении 1860-1990-х гг., либо историю отдельных частей или моделей этого аппарата.
Возрождение отечественного специализированного следственного аппарата в послепетровское время началось, как представляется, с издания именного указа от 29 августа 1808 г. Согласно названному указу в Санкт-Петербурге учреждались следственные приставы (в количестве, правда, всего четырех штатных единиц) - должностные лица, в обязанности которых входило исключительно производство уголовных расследований. Введение должности следственного пристава означало также восстановление административной модели построения следственного аппарата, поскольку означенные приставы состояли в штате городской полиции, подчиненной, как известно, с 1802 г. Министерству внутренних дел (в 1810-1819 гг. - Министерству полиции).
При этом никаких специализированных следственных подразделений - ни в центральном аппарате МВД, ни в его территориальных органах - поначалу не создавалось. Первое такое подразделение - следственное отделение Второго департамента Санкт-Петербургской управы благочиния - было основано согласно Положению о порядке производства дел исполнительных от 1 апреля 1838 г.
Подобные материалы:
Ключевые даты и события
Конец XIII- XIVв.
1276-1303 гг. – княжение Даниила Александровича в Москве, основателя династии московских князей (младшего сына Александра Невского)
1276 г. - образование самостоятельного Московского княжества
1303-1325 г. - княжение ...
Правила внутренней торговли
Вопросы внутренней торговли Новоторгового Устава 1667 года трактовались на основе Торгового устава 1653 года. В Новоторговом Уставе были детализированы правила внутренней торговли, организация которой вместе с таможенной службой изымалась ...
1980 год. Избрание Р. Рейгана Президентом США. Личность
и политическая карьера Р. Рейгана
Действительно ли при Рейгане состоялась "консервативная революция"? Этот вопрос определил структуру последующей биографии Рональда Рейгана. При этом, прежде всего, следует выяснить, что, собственно, надо понимать под "консе ...