Неоспоримо значимым событием в истории предварительного следствия в нашей стране - со стороны его нормативного регулирования - стало издание Свода законов 1832 г. Согласно положениям, помещенным в вышеупомянутую часть вторую т.15 Свода законов, досудебное следствие было разделено на две стадии: следствие предварительное (каковое несколько позднее стало именоваться "дознанием") и формальное (впоследствии - "предварительное"). Порядок осуществления предварительного следствия регламентировался в разделе 2 части 2 т, 15 "О предварительном следствии" (ст.791-881), порядок осуществления формального следствия - в разделе 3 той же части "О формальном следствии" (ст.882-1006) '.

Однако впервые детально закрепив в Своде законов 1832 г. процессуальную сторону деятельности следственного аппарата России, законодатель не внес какие-либо изменения в его организацию. Основополагающее положение на этот счет было внесено в ст.767 ч.2 т.15 Свода законов. В названной статье сколь емко, столь и исчерпывающе говорилось: "Производство следствия и все меры, к оному относящиеся, принадлежат полиции". В итоге, за исключением немногочисленных следственных приставов в столичных и некоторых губернских городах (да учрежденных в 1848 г. следственных приставов по конокрадству) расследованием преступлений продолжили заниматься главным образом неспециализированные должностные лица: становые и частные приставы, земские исправники, городничие и их помощники.

Ситуация кардинально изменилась в связи с проведением отмеченной реформы следственного аппарата 1860 г. В ходе реформы в 44 губерниях были введены 993 должности судебных следователей, включенных в штаты уездных судов. При всем том, что новоявленные следователи остались в организационной зависимости от региональных органов общего управления (назначались министром юстиции по представлению губернатора, губернатором же распределялись и перемещались по участкам), реформа 1860 г. означала решительный поворот к воссозданию судебной модели построения органов предварительного расследования. Окончательное формирование данной модели произошло в нашей стране с утверждением Судебных Уставов от 20 ноября 1864 г.

Согласно ст.78 и 212 Учреждения судебных установлений следователи закреплялись в штатах новообразованных окружных судов, назначаясь на должность верховной властью. По ст.249 Устава уголовного судопроизводства судебному следователю принадлежало исключительное право осуществления предварительного расследования "при содействии полиции и при наблюдении прокуроров". Стоит добавить, что в те же 1860-е гг. аналогично по судебной модели зародился также институт военных следователей. Сообразно положениям Военно-судебного устава 1867 г., военные следователи состояли при военно-окружных судах.

Развитие следственного аппарата шло в пореформенные годы, прежде всего, в направлении дифференциации следственных должностей. Исходя из требований практики, 24 октября 1867 г. были учреждены временные должности следователей по особо важным делам при Санкт-Петербургском и Московском окружных судах (такие следователи получали возможность действовать на всей территории судебного округа, не ограничиваясь следственным участком). С мая 1870 г. в штатах окружных судов появились следователи по важнейшим делам. Наконец, 1 ноября 1875 г. упомянутые столичные следователи по особо важным делам получили постоянный статус.

О возросшей роли выстроенного по судебной модели пореформенного следственного аппарата емко и образно высказался прокурор Московской судебной палаты Н.В. Муравьев. В работе 1886 г. Н.В. Муравьев отметил, что "следователь кладет фундамент, на котором стороны, обвинение и защита, возводят стены… Следователь в значительной степени держит в своих руках судьбу уголовной истины".

Вместе с тем, в последней трети XIX в. проявилась и хрестоматийно известная правительственная линия на отступление от базисных принципов Судебных Уставов 1864 г.

Применительно к следственному аппарату эта линия нашла выражение в нарушении принципа несменяемости судебных следователей (наступавшей после отмеченного назначения их верховной властью). Подрывалась несменяемость тем, что с начала 1870-х гг. Министерство юстиции почти не направляло на высочайшее утверждение кандидатуры лиц, определенных на должности следователей. В итоге, по состоянию на 1898 г., из 1487 следователей Российской империи несменяемыми являлись только 154 (10,3%) '.

Подобная ситуация глубоко противоречила закрепленной Судебными Уставами 1864 г. модели построения следственного аппарата. В самом деле, не утвержденный верховной властью следователь формально считался временно командированным к исполнению должности министром юстиции. Тем самым, следственный аппарат отрывался от судебных органов, оказываясь организационно значительно ближе к исполнительной власти. Начавшись с учреждения подведомственных МВД следственных приставов, XIX век завершился переводом основной части судебных следователей в непосредственное подчинение Министерству юстиции.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Подобные материалы:

Неудача правления Бориса Годунова, возникновение самозванцев
Перед Россией стал серьезный вопрос, кто же сядет на царский престол. Попытки аристократии выдвинуть царя из своей среды не удались. Позиции Бориса Годунова были достаточно сильны. Его поддерживали Православная церковь, московские стрельц ...

Лжедмитрий Первый. Григорий Отрепьев
Человек, сыгравший столь неординарную роль в русской истории, родился в довольно обыкновенном провинциальном городке Галиче, в не менее обыкновенной и заурядной дворянской семье, где-то на рубеже 70—80-х гг. XVI в. Его нарекли именем Юрий ...

Состояние Красной Армии и ее численность к началу Великой Отечественной войны
Характер военного строительства во второй половине 30-х годов определялся тем, что к этому времени назрела необходимость ликвидировать смешанную территориально-кадровую систему организации армии. При этой системе комплектования армии, вве ...