В своей работе я бы хотела написать о книге французского историка Жака Ле Гоффа «Цивилизация средневекового Запада», которая вышла в свет около несколько десятилетий назад (впервые – в 1964году). Я выбрала ее, потому что в ней автор исследует различные проявления ментальностей средневековых людей: систему ценностей, представления о своем и чужом, красивом и безобразном, восприятие времени и пространства, чудес и видений и т. п.

Книга состоит из двух частей. В первой части "Историческая эволюция" Жак Ле Гофф прослеживает эволюцию Запада с V до XV века, начиная с варварских нашествий на Римскую империю вплоть до кризиса европейских стран на рубеже XIV-XV веков. Во второй, более объемной, части "Средневековая цивилизация" автор подробно рассматривает культуру Западной Европы X-XIV веков. Именно здесь "на огромном и разнообразном материале памятников он воссоздает образ мира людей Средневековья", как отмечает в послесловии А. Я. Гуревич. Исследование проводится на очень широком документальном материале, куда входят фактически все жанры средневековой литературы, в том числе такие, которые в то время еще почти не привлекались, например, руководства для исповеди.

Ле Гофф по большей части рассматривает не внешне цивилизацию (ее военные подвиги и политические распри), а ее внутреннее строение (становление религии, восприятия мира человеком, его мировоззрения и саму его жизнь).

Мне больше всего понравилась и запомнилась вторая часть монографии. Она похожа на целый увлекательный рассказ о жизни неизвестной мне группы людей. И как все неизвестное он приковал мое внимание к себе. Здесь Ле Гофф попытался объяснить нам, его читателям, что собственно представляла собой средневековая цивилизация в X – XIV вв. Он описывает ее достаточно подробно, включая не только ее культурную (интеллектуальная и художественная культура), но и материальную сторону - экономику, технику, повседневную жизнь (ведь не ведя бы человек свою повседневную жизнь, то есть не работая, не питаясь и не обустраивая свой быт, он не смог бы развиваться культурно). При этом историк не ставит их одну выше другой.

В начале второй части Ле Гофф описал не «происхождение», а наследие, которое получает и отбирает цивилизация у прежних обществ Европы при своем формировании – кельтско-германских, славянских, греко-римских, наследие иудео-христианской традиции. Начав свое исследование с рассмотрения пространственно-временных структур, которые образуют кадр любого общества и любой культуры, автор изучил как материальные аспекты пространства и времени, так и те представления, посредством которых мужчины и женщины Средневековья воспринимали историческую реальность. Ведь эта реальнось представляет собой единство материальных условий мира и воображения, в которых живут члены всякого общества: земля и небо, лес, поляна, сухопутные и морские дороги, множественность социальных времен, грезы о конце света и о потустороннем существовании, характерные для цивилизации средневекового Запада.

Вместе с тем Жак Ле Гофф старался показать внутренние связи между реальными социальными структурами, их функционированием, исключения из общества, с другой стороны, и схемами, при помощи которых люди той эпохи – преимущественно интеллектуалы, клирики – пытались осмыслить общество: «духовенство и миряне», «могущественные и бедняки», три «сословия» или три «разряда». Лучше всего автору удалось изобразить все аспекты средневековой цивилизации, демонстрируя ментальность, эмоциональность и установки поведения, которые отнюдь не являются поверхностными или излишними «украшениями» истории, ибо они-то и придавали ей всю красочность, оригинальностьи глубину: символическое мышление, чувство неуверенности или вера в чудеса сказали бы нам больше о средних веках, чем изощренно построенные догмы.

Страницы: 1 2

Подобные материалы:

Киевская Русь в IX–X вв.. Государство Русь.
Когда сложилось государство Русь? Нестор-летописец в XII в. связывал основание государства с личностью князя Кия, жившего примерно в VI в. Нам тоже важно найти истоки, но государство не возникает мгновенно, по воле одного человека. Ни лег ...

Меры в области просвещения
Либеральный дух реформ в большей степени был отражен в деятельности министерства народного просвещения. Была принята новая система образования: приходские школы, уездные училища, гимназии, университеты — с установлением преемственности эт ...

К новой модели общественного устройства. Советское общество на переломе. Социально-экономические предпосылки кризиса
Шестидесятые годы стали переломными в истории советского общества. До этого времени сложившаяся в СССР модель хозяйствования достаточно успешно решала встававшие перед страной задачи. К началу 60-х гг. в Советском Союзе ценой огромных уси ...