Действительно ли при Рейгане состоялась "консервативная революция"? Этот вопрос определил структуру последующей биографии Рональда Рейгана. При этом, прежде всего, следует выяснить, что, собственно, надо понимать под "консервативным" или противоположностью этого "либеральным". Оба понятия прочно вошли в повседневный язык, они расплывчаты и считаются ничего не говорящими категориями, но в то же время содержат столько смысла, что могли быть разумно использованы для характеристики и отличия различных политических содержаний и положений вещей. В то время, как в Старом Свете либерализм уходит корнями в традицию "государства как сторожа" XIX века и стремится к минимальному вмешательству государства в экономику и общество, т. е. к государственной воздержанности, в Соединенных Штатах под "либеральным" понимается как раз противоположное, а именно, позитивная позиция по отношению к активному социальному государству. В отличие от этого в США "консервативный" обозначает принципиальную оппозицию вмешательствам (федерального) государства в экономику и общество и подчеркивает самостоятельность отдельных штатов и коммун и одновременно активную социальную деятельность частных организаций, союзов и учреждений. Конкретнее: в социальной и экономической политике американский консерватизм приближается к таким ключевым словам, как отмена государственных заказов и расходов, снижение налогов, уравновешенный государственный бюджет, свободная игра рыночных сил и дерегуляция, дебюрократизация и свободная торговля. К этому в сфере социально-моральных вопросов добавляется оживление американской семьи и связанных с ней ценностей, а также возврат к "доброй старой морали", а именно: выступление за общую утреннюю школьную молитву, против порнографии, гомосексуализма, абортов и преступности на улицах. Понятийно сбивает с толку то, что "консервативный" в международных отношениях означает как раз интервенционистскую внешнюю политику, "политику силы" и политику сильного государства, конкретно же - борьбу с коммунизмом, Советским Союзом и терроризмом, враждебность к политике разрядки, а также повышение военных расходов[4].

Когда Рональд Рейган в 1976 году тщетно, а в 1980 году успешно боролся за должность президента, казалось, что общество и политика Соединенных Штатов переставили стрелки на консервативный поворот.

Начиная с конца 60-х годов, наблюдатели выборов отмечали, что либеральные твердыни разрушались, а консерватизм на основе социально-структурных изменений, наоборот, все более укреплялся. Структурные преобразования наблюдались в американской экономике, а именно: упадок горной промышленности и старой промышленности, производящей товары массового потребления, и подъем новых отраслей промышленности, нефтяной и химической промышленности, электронной промышленности, но прежде всего - расширение третичной и четвертичной сферы, разнообразных предприятий бытовых услуг и промышленности культуры и образования.

Результаты выборов 1980 и 1984 года показали, что Рейган смог проникнуть в традиционный оплот избирателей-демократов и, по сравнению с предыдущим республиканским кандидатом на пост президента, найти большую поддержку у католико-этнических избирателей, у организованных в профсоюзы рабочих, женщин, у молодежи и на Юге. Движущая сила коалиции избирателей Рейгана в 1980 и 1984 годах, к которой также принадлежали "демократы Рейгана", складывалась на основе тех социоэкономических и демографических изменений, которые протекали в стране в 60-е и 70-е годы. Ее пружиной были структурное преобразование, рост экономики, социальный подъем и перемещение современной промышленности в район "солнечного пояса", который простирался ОТ Джорджии на побережье Атлантического океана через Техас к Южной и Центральной Калифорнии. К тому же к коалиции избирателей Рейгана уже в 1980 году (и особенно четко это проявилось в 1984 году) примкнула группа избирателей, которая до этого выделялась воздержанием от голосования, однако была активизирована консервативной риторикой кандидата в президенты: белые протестантские "возрожденные" христиане в штатах Юга и Среднего Запада, сплоченные в церковные общины, преимущественно баптистские, вокруг харизматичных телевизионных проповедников, таких как Пэт Робертсон или Джерри Фолуэлл (президента "нравственного большинства" консервативно-протестантской организации предвыборной борьбы)[5].

Страницы: 1 2 3 4

Подобные материалы:

Культура XIX века .
1.Общая характеристика культуры. 2.Искство и жизнь . 3.Бытовая культура . 4.Творцы культуры. Культура XIX века началась с Наполеона. Конец века Империя Коралевы Виктории в Англии (отпечаток консерватизма). XIX век России и Франции. ...

 «Основные этапы, особенности формирования и развития Российского государства в IХ-ХVII вв». Образование Древнерусского государства – Киевской Руси.
Российское государство возникло более тысячи лет назад как славянское государство – Киевская Русь. Это было в IX веке. Его территория простиралась на юге до Чёрного моря, а на севере – до Балтики. Его столица – Киев – мать городов русских ...

Пожар 1547 года и перемена в настроении и поведении царя.
Лучшей части московского боярства открылось поле деятельности лишь после того, как разразившаяся народная гроза очистила атмосферу московского дворца и зажгла некоторый свет в мрачной душе царя-юноши. В июне 1547 года страшный пожар опуст ...