После смерти Федора царем был объявлен его младший брат Иван V – вместе со сводным младшим братом Петром I. В течение 7 лет Иван и Петр находились под опекой родной сестры Ивана. В 1689 г. Петр I стал единовластным царем после переворота.

Большое влияние на формирование его интересов оказали иностранцы (Ф.Я. Лефорт, Я.В. Брюс, П.И. Гордон) – вначале учителя в разных областях, а в дальнейшем – и его сподвижники. Царь с детства знал немецкий, позже изучил голландский, отчасти английский и французский языки. www.culturemass.ru

В молодые годы Петр жил в с. Преображенском, где размещались созданные им «потешные» полки. Там же он познакомился с сыном придворного конюха Александром Меншиковым, ставшим его другом и опорой на всю жизнь, а также другими «молодыми робятами рода простого». Петр научился ценить не знатность и родовитость, но способности человека, его смекалку и преданность делу. У таких людей учился в 1680-х кораблестроительству, в 1684 г. совершал плавания на своем ботике по Яузе, оттуда у него пробудилась любовь к морю, мореплаванию, родилось восхищение голландской культурой.

Делом его жизни стало усиление военной мощи России.

Едва утвердившись на престоле, Петр лично участвовал в Азовских походах против Турции (1695–1696), завершившихся взятием Азова и выходом на берега Азовского моря. Но это не решило главной внешнеполитической проблемы – установления торговых и иных связей с Европой, что можно было осуществить лишь обретением выхода к Балтике и возвращением русских земель, захваченных Швецией в годы Смуты.

Под видом изучения кораблестроения и морского дела молодой царь ездил одним из 30 волонтеров при Великом посольстве 1697-1698 в Европу. Там Петр Михайлов, как царь себя называл, прошел полный курс артиллерийских наук в Кенигсберге и Бранденбурге, полгода работал плотником на верфях Амстердама, изучая корабельную архитектуру и черчение планов, окончил теоретический курс кораблестроения в Англии. По его приказу в этих странах закупались книги, приборы, оружие, приглашались иностранные мастера и ученые. Одновременно Великое посольство подготовило создание Северного союза против Швеции, окончательно оформившегося два года спустя (1699 г.).

В феврале 1699 г. царь Петр приказал распустить ненадежные стрелецкие полки и начать формирование регулярных – солдатских и драгунских, ибо «до сей поры никакой пехоты сие государство не имело». Вскоре он подписал указы, под страхом штрафов и порки предписывавшие мужчинам «резать бороды» (ранее считавшиеся символом православной веры), носить одежду европейского образца, а женщинам открывать волосы (ранее скрытые под повоями и киками). Подобные меры готовили общество к коренным переменам, подрывали традиционность устоев образа жизни и привычек. С 1700 г. царь ввел новый календарь с началом года 1 января (вместо 1 сентября) и летосчисление от «рождества Христова», что он также рассматривал как шаг в ломке старинных нравов.

Европейская политика не давала оснований рассчитывать, что Россия получит поддержку в борьбе против Турции за выход к южным морям, поэтому Петр распорядился продолжать строительство в Воронеже Азовского флота, начатого во время Азовских походов, лично проверял корабельщиков. И все же Великое посольство заставило его сменить внешнеполитический курс с южного на западный.

Заключив Константинопольский мир 1700 г. с Турцией, Петр переключил все усилия страны на борьбу со Швецией, которой правил Карл XII. Северная война 1700–1721 гг. за выход России к Балтике началась ноябрьским сражением под Нарвой. 40-тысячное необученное и неподготовленное русское войско проиграло его войску Карла XII. Назвав за это шведов «учителями русских», Петр распорядился о проведении решительных реформ, способных сделать русскую армию действительно боеспособной.

Посчитав после Нарвы Россию разгромленной, Карл XII ушел воевать («надолго увяз», по словам Петра) в Польшу, что дало Петру необходимую передышку. Он надеялся изменить облик своей страны, сделав ее похожей на западную, но сохранив самодержавие и крепостничество. Нуждающийся в единомышленниках и сподвижниках, он распорядился отправлять молодых дворян за границу для обучения навигации, механике, артиллерийскому делу, математике и иностранным языкам. В 1701 г. была основана первая в истории страны Навигацкая школа.

Страницы: 1 2 3

Подобные материалы:

Правление Василия Шуйского (1606-1610 гг.): нарастание гражданского противостояния, начало иностранной интервенции.
Через несколько дней после умерщвления самозванца царем избран был князь Василий Шуйский. Но избрание его совершилось без собора. Он был возведен только партией своих приверженцев. Сам Шуйский не особенно заботился о соблюдении всех тонко ...

Правовое положение латинов
Наибольшей близостью к римским гражданам отличались latini prisci (древние латины) - граждане городов в Лации. Латины получили латинское гражданство до середины III в. до н.э Затем также стали называть членов колоний, образованных Латинс ...

Рождение революционной власти
Революция побеждала в обстановке безвластия. И лишь тогда, когда столица оказалась во власти восставших, начали лихорадочно создаваться новые органы власти. Днем 27 февраля Таврический дворец, где ранее заседала Дума, превратился в центр ...