С 1716 г. организацию, вооружение и снаряжение, правила обучения и тактики, права и обязанности всех чинов армии и флота стал определять Воинский устав, в составлении которого Петр принял активное участие.

Неожиданная гибель короля Швеции развязала руки русскому войску, дважды опустошившему берега Швеции у Стокгольма. Высадка десанта в самой Швеции побудили ее пойти на мирное соглашение. К этому времени Петр в чине вице-адмирала командовал уже (с 1719 г.) всем Балтийским флотом, трудясь над составлением Морского устава 1720 г.

За два десятилетия петровская армия окончательно превзошла шведскую и по организации, и по вооружению. Она имела жесткую структуру (бригады и дивизии, сильная полковая и батальонная артиллерия, гренадерские полки, драгунскую кавалерию, лёгкий корпус – корволант – с конной артиллерией), была прекрасно оснащена новейшими ружьями с ударно-кремневыми замками и штыками, полевыми и морскими орудиями, ранжированными по типам и калибрам. Детские увлечения «потешные полками» проявили очевидный полководческий талант, позволивший Петру остаться в истории не только как создатель русской регулярной армии и военно-морского флота, но и как основоположник особой военной школы, породившей позже А.В. Суворова, Ф.Ф. Ушакова, М.И. Кутузова.

При заключении мира после долголетней Северной войны, подписание которого состоялось в Ништадте в 1721 г., царь проявил себя талантливым дипломатом, глубоко постигшим задачи внешней политики России, проявившим умение пользоваться обстоятельствами и использовать компромиссы. Победа России над Швецией была безусловной и значимой. По договору Россия получила земли по Неве, в Карелии и Прибалтике с городами Нарвой, Ревелем, Ригой, Выборгом и др. При этом Финляндия и 2 млн. рублей серебром передавались Петром проигравшей стороне – Швеции – в качестве компенсации за потерянные территории.

Вслед за подписанием мира была издана «Табель о рангах всех воинских, статских и придворных служебных чинов», по которой родовое дворянство можно было получить «за беспорочную службу императору и государству». Устанавливая порядок чинопроизводства в военной и гражданской службе не по знатности, а по личным способностям и заслугам, Петр надеялся консолидировать единомышленников из числа «образованного сословия» и при этом расширить его состав за счет преданных ему и лиц из числа неродовитых и незнатных.

Заставив западный мир признать Россию одной из великих европейских держав, император приступил к решению неотложных задач на Кавказе. Персидский поход Петра 1722–1723 гг. закрепил за Россией западное побережье Каспия с городами Дербент и Баку. Там при Петре впервые в истории России были учреждены постоянные дипломатические представительства и консульства, возросло значение внешней торговли.

На протяжении более чем 35 лет правления Петру удалось провести немало реформ и в области культуры и просвещения. Главным результатом их было появление в России светской школы, ликвидация монополия духовенства на образование.

Энергичный, целеустремленный, жадный до новых знаний, Петр не был мелочным и, при всей своей противоречивости, вошел в историю, как «поднявший Россию на дыбы», сумевший кардинально изменить ее облик и ход истории на долгие столетия.

Страницы: 1 2 3 

Подобные материалы:

Р.А.Беляков
Советский авиаконструктор, академик АН СССР, дважды Герой Соц. Труда. После окончания МРИ в 1941работал инженером-конструктором в ОКБ Микояна, с 1962 - первый заместитель генерального конструктора, а с 1971 по 1997 - генеральный конструк ...

Принятие казахами младшего и среднего жузов российского подданства
Годы нашествия джунгарских войск вошли в историю казахов как «Годы Великого бедствия», оставив глубокий след в экономической и политической жизни казахских жузов на долгое время. Казахи не только понесли материальные и людские потери, но ...

Утрата национальной независимости
1858-1914 гг. Эти годы открыли, пожалуй, самый мрачный период вьетнамской истории. На протяжение этого периода страна оказывала ожесточенное сопротивление французским оккупантам. Но если прежде вьетнамский народ был в состоянии противосто ...