Однако брак не всегда был таким прочным, как того хотелось. Не всегда мужья были верны жёнам, а жёны - мужьям. Самое большое зло семейной жизни заключалось в грубом, исключительно чувственном отношении полов, которое обусловливало, с одной стороны, легкость семейных нравов, с другой - затворничество женщин.

С Герберштейн рассказывает о нравах, царящих в высших слоях общества: «Прелюбодеянием у них считается тот случай, когда кто-либо имел общение с чужой женой. Любовь между супругами по большей части умеренна, в особенности у мужей именитых и знатных. Это происходит оттого, что они женятся на девушках, которых никогда раньше не видели, а затем, занятые государственной службой вынуждены покидать жён, и в это время пятнают себя позорными связями на стороне. Развод они допускают, однако тщательно скрывают это, ибо знают, что это вопреки вере и уставам».

Иностранцы, побывавшие в Московии, считали московских дворян дикими и невежественными людьми. «Большинство из них произносят самые грубые и неразумные суждения: так астрономию и астрологию они считают волшебными науками. Они никак не думают, чтобы было естественно знать наперед и предсказать затмения Солнца и Луны, равно как движение другой какой-либо планеты. Поэтому, когда по возвращении нашем из Персии в Москве стало известно, что великий князь пригласил и назначил меня своим астрономом, начались толки: «В Москву, де, скоро вернется волшебник, находящийся теперь в голштинском посольстве, который по звездам узнает будущее». Некоторые возымели даже отвращение ко мне, что, вместе с другими причинами, и заставило меня отказаться от предложенной мне должности», - писал А. Олеарий.

В то же время, уже начиная с XVI века, иностранцы отмечают любознательность русских и их стремление к знаниям. Тот же Олеарий писал: «Чтобы учиться, у русских в добрых головах недостатка нет. Между ними встречаются тонкие способные люди, одаренные ясным умом и доброй памятью».

Таким образом, «Домострой» оказывал огромное влияние на быт и нравы московских дворян, однако это влияние зачастую принимало лишь формы внешнего благочестия, в то время как автор «Домостроя» священник Сильвестр хотел, чтобы его произведение способствовало утверждению в семейной жизни истинного милосердия, честности, трудолюбия, взаимоуважения на основе глубокой веры в Бога.

Страницы: 1 2 3 

Подобные материалы:

Культура Беларуси в первой половине XIX в
После присоединения белорусских земель к России национально-культурное развитие Беларуси проходило в новых условиях, связанных с формированием капиталистических производственных отношений. В ней происходили серьезные качественные изменени ...

Развитие и крах демократической контрреволюции. Меньшевики
Весна и лето 1918 г. - время резкого усиления мелкобуржуазной контрреволюции и размаха гражданской войны. В июне 1918 г. в Самаре после захвата города белочехами было создано самое крупное из правоэсеровских правительств - Комуч (Комитет ...

Особенности менталитета в средние века и отношение населения Древней Руси к пожарам. Традиции крестьянской общины как условие для становления общественной пожарной охраны
Принципиального изменения самосознания у русичей после принятия православного христианства не произошло. Долгое время в городах, а особенно в деревнях Древней Руси сохранялось двоеверие. Многие традиции славянского и не только славянского ...