Распад шел по двум направлениям — национальному и идейному.

В декабре 1989 г., затем в апреле и октябре 1990 г. заявили о своем выходе из КПСС компартии прибалтийских республик.

Попытки руководства КПСС во главе с М.С. Горбачевым предотвратить этот процесс потерпели поражение.

В течение 1990—1991 гг. произошёл т. н. «парад суверенитетов», в ходе которого все союзные (одной из первых была РСФСР) и многие из автономных республик приняли Декларации о суверенитете, в которых оспорили приоритет общесоюзных законов над республиканскими, что начало «войну законов». Также ими были предприняты действия по контролю над местными экономиками, включая отказы выплачивать налоги в союзный и федеральный российский бюджеты. Эти конфликты перерезали многие экономические связи, что ещё больше ухудшило экономическое положение в СССР.

Первой территорией СССР, объявившей независимость в январе 1990 года в ответ на бакинские события, была Нахичеванская АССР. До августовского путча объявили о независимости две союзные республики (Литва и Грузия), об отказе вступать в предполагавшийся новый Союз (ССГ) и переходе к независимости — ещё четыре: Эстония, Латвия, Молдавия, Армения.

Весной—летом 1990 г. прибалтийские, а за ними и другие республики СССР, включая Россию, приняли декларацию о национальном суверенитете, фактически противопоставив себя союзному государству. Национальный суверенитет был перенесен вскоре на суверенитет государственный, когда республики заявили о приоритете своего законодательства над союзным. Союзные и республиканские законы часто противоречили друг другу. Законодательное двоевластие стало первым этапом конституционного кризиса, завершившегося распадом союзной государственности.

Центробежные силы ускорялись. Удержать власть демократическим путем руководство СССР уже не могло. Оно все чаще прибегало к военной силе, которая была применена в апреле 1989 г. в Тбилиси, в январе 1990 г. в Баку, в январе 1991 г. в Вильнюсе и Риге, наконец, в августе 1991 г. в Москве.

В этих условиях М.С. Горбачев предложил первый вариант нового союзного договора по "обновлению СССР". Обсуждение этого и других вариантов, проведенное в 1991 г., получило (по названию резиденции Горбачева) наименование "новоогаревского процесса". Он намечал предоставление республикам широких полномочий с сохранением единого государства. Дискуссии велись по приоритетам: "сильный центр — сильные республики" или "сильные республики — сильный центр".

17 марта 1991 г. в СССР прошел референдум о судьбе СССР, на котором абсолютное большинство граждан высказались за сохранение союзного государства в обновленном виде, плохо представляя суть этого обновления.

В шести союзных республиках (Литва, Эстония, Латвия, Грузия, Молдавия, Армения), которые ранее объявили о независимости или о переходе к независимости, всесоюзный референдум фактически не проводился (властями этих республик не были сформированы Центральные избирательные комиссии, всеобщего голосования населения не было) за исключением некоторых территорий (Абхазия, Южная Осетия, Приднестровье), но в другое время проводились референдумы о независимости.

На основе концепции референдума предполагалось заключение 20 августа 1991г. нового союза — Союза Суверенных Государств (ССГ) как мягкой федерации.

Однако, хотя на референдуме подавляющее количество голосов было отдано за сохранение целостности СССР, он имел сильное психологическое влияние, поставив под сомнение саму идею «нерушимости союза»

В апреле 1991 г. в "обновленный Союз" под названием "Содружество Суверенных Государств" (ССГ) согласились вступить десять из пятнадцати республик. Грузия участвовала в переговорах, но Заявление не подписала. На 20 августа было намечено подписание нового союзного договора. Проект договора об ССГ предусматривал преобразование союзного государства в конфедерацию с ликвидацией многих полномочий центра, но с сохранением системы президентской власти.

Страницы: 1 2 3 4

Подобные материалы:

А.Л. Ордин-Нащокин как государственный деятель
Афанасий Лаврентьевич Ордин-Нащокин известен как виднейший государственный деятель 2-й половины неспокойного XVII века, незаурядный дипломат, специалист по военному делу, энергичный администратор, организатор почты, экономист - таким он в ...

Внутренняя и внешняя политика нацистского правительства.
Германский фашизм пришел к власти в высокоразвитой стране и сразу же приступил к осуществлению системы мер по государственному регулированию экономики. Вскоре был создан Генеральный совет немецкого хозяйства, в который вошло 18 крупнейших ...

Битва за Берлин
К весне 1945 года Германия мобилизовала все ресурсы, дабы избежать безоговорочной капитуляции. Немецкое командование по-прежнему главные силы вермахта и люфтваффе направляло против Красной армии. К 15 апреля на советско-германском фронте ...