Новая империя предприняла ряд военных походов на юг к границам Индии и Бирмы и на запад в Тибет. Непобедимые войска ханьцев вторгались в Маньчжурию, Корею, в районы Центральной Азии. Методы психической и физической подготовки воинов стали залогом жизнеспособности и политической мощи империи. Начали восстанавливаться и переписываться старые классические книги, сожженные якобы по приказу Цинь Шихуана во время его гонений на конфуцианство, а вместе с тем составлялись новые компендиумы исторических хроник и практических занятий, среди них первые, в то время еще весьма примитивные пособия по воинской подготовке. В «Ханыпу» в разделе «Хроники литературы и искусства» («Вэнь и чжи») содержалось шесть специальных глав, посвященных воинскому обучению и боевым искусствам, в том числе цзюэди и шоубо. Эта часть хроник утеряна, однако известно, что в то время не только отрабатывались приемы с оружием, но и существовал специальный набор приемов боя голыми руками, а также способы защиты безоружного воина против противника, вооруженного ножом, копьем и трезубцем. В эпоху Хань борьба цзюэди, или цзюэдиси, разделялась на два раздела: цзюэди и шуайцзяо. Цзюэди представляла собой ритуальное единоборство, фактически спектакль, разворачивавшийся по заранее заданной программе. В цзюэди нашли отражение боевой танец уу, а также прикладные методы боя. Шуайцзяо была обычной борьбой с использованием захватов и бросков и практически в неизменном виде дожила до наших дней. В самой цзюэди эпохи Хань борьба велась без оружия и не было ударов, в отличие от сянбо или шоубо, где использовались удары руками и ногами. Первоначально схватки цзюэди цзяоли и шуайцзяо сопровождались музыкой и в III в. до н. э. распространились в народе.

Цзюэди была введена Цинь Шихуаном в качестве обязательной тренировки воинов. Каждый солдат и офицер должен был пройти обучение фехтованию, бою на коне, в пешем строю и на воде, а также разучить несколько технических действий голыми руками. Нетрудно заметить, что для обучения солдат была выбрана весьма ритуализованная борьба, которую можно было практиковать и в виде заданных формальных комплексов упражнений тао, и в виде свободного поединка. В то время Китай страдал от регулярных опустошительных набегов кочевников сюнну (гуннов). Летописи отмечают, что сюнну, отличные наездники, прекрасно умели стрелять с лошадей, были выносливы и жестоки в бою. Ханьцы же (так в эпоху Хань стало именоваться этническое большинство) отличались умением сочетать различные виды оружия в поединке, и даже кожаные панцири сюнну не выдерживали их ударов. Но сюнну были многочисленны, и приходилось привлекать простой народ для защиты границ империи. Специальные воины инструкторы обучали часть мужского населения простейшим приемам владения копьем, но в основном технике цзюэди. Уже в то время выделился некий тайный раздел в приемах, который знали только профессиональные воины высоких рангов.

В эпоху Хань несколько меняется отношение к военной практике. Если раньше официальная доктрина советовала сочетать гражданское и военное обучение, то правители Хань говорили, что «гражданское и военное идут разными путями». Частично это можно объяснить взлетом культуры в эпоху Хань и невозможностью серьезно заниматься сразу двумя различными направлениями. Новый подход заставил обращать более серьезное внимание на воинскую подготовку, воспитывать специальных инструкторов по воинским искусствам, создавать школы военного обучения для воинов различных уровней от простых пехотинцев до военачальников, В то время бурное развитие воинской науки в Китае позволило регулярно устраивать состязания по рукопашному бою с оружием и без оружия. Однако то была лишь регулярная подготовка воинов (цзюньши, сюньлянь), которую можно встретить в любом государстве древности, например, в Греции, Риме, Парфии, а на Востоке в Индии и Вьетнаме. Издавна существовала и так называемая индивидуальная подготовка воинов. Это был специальный комплекс упражнений, направленный на укрепление силы и выносливости, выработки хладнокровия и решительности в бою. Для развития силы воины занимались поднятием тяжелого бронзового треножника-курительницы за две боковых ручки. Отбор в специальные войска был весьма суров.

Таковы были предпосылки армейских реформ и военного обучения на рубеже Бронзового и Каменного веков.

Страницы: 1 2 3

Подобные материалы: