Конечный исход борьбы между князьями и боярством определялся реальным соотношением сил в каждом княжестве. В Новгородской земле боярство оказалось настолько могучим, что полностью подчинило князей, превратив Великий Новгород в своеобразную «боярскую республику». Фактически держало власть в своих руках и старое киевское боярство, изгоняя неугодных князей и приглашая других.

А во Владимиро-суздальской земле, где феодальные отношения сложились позднее и местное боярство ещё не достигло могущества, княжеская власть сделала крупные шаги к «самовластью».

Борьба между княжеской властью и боярством была основным содержанием политической жизни русских феодальных княжеств второй половины XII-первой половины XIII вв. Общей тенденцией, несмотря на местные различия, было усиление княжеской власти, постепенная централизация внутри отдельных земель-княжеств, на которые распалось Древнерусское государство.

Из отдельных княжеств заметно выделялись по могуществу и влиянию на общерусские дела Владимиро-Суздальское и Галицко-Волынское. Киев во второй половине XII-начале XIII вв. сохранял значение духовного центра Руси, однако в политическом отношении уступил первенство другим городам, превратившись в объект притязаний враждовавших князей. Значительно возросла роль Новгородской земли, которая занимала весь север Руси – от Прибалтики до Уральских гор. Торговый Новгород был «Западными воротами» Руси, через него шла торговля с Западной Европой. Но не купцы были подлинными хозяевами в городе, а бояре. Феодальная раздробленность дала в руки новгородского боярства власть. Бояре верховодили на вече, проводя через многочисленных сторонников И зависимых людей нужные им решения. В Новгороде был и князь, но реальной власти он не имел. Столицей был Новгород Великий, стоявший на берегу реки Волхов. Крупнейшими городами являлись Псков, Ладога, Торжок, имевшие политическое самоуправление. Основу экономику составляла торговля, которая велась через Балтийское море со стороны Европы, а через южные и юго-восточные русские земли – Византией и странами Востока. Здесь быстрее, чем во многих других землях, оформилось купечество как самостоятельная и весьма влиятельная категория населения. В отличие от жителей других русских территорий, новгородцы получали от возделывания земли гораздо меньший доход, так как земли государства были малопригодны для земледелия. Крестьяне сеяли рожь, местами пшеницу, овёс, ячмень, лён и коноплю.

В Новгороде традиции общинного управления сохранились дольше, чем в других землях. Вплоть до конца XV в. здесь существовал особый политический строй – республика, в основе которой лежала власть народного собрания – веча. Его участниками были далеко не все жители города, а лишь те, кто обладал определённым имуществом. Вече решало вопросы войны и мира, приглашало на службу князя, избирало городское правительство – Совет господ, утверждало главу церкви, размеры и податей.

Особенности политической жизни древнего Новгорода были частые городские восстания (1136, 1207, 1228, 1270). Правда они не приводили к каким-либо изменениям в организации республики. Особенность Новгорода привела к тому, что он неохотно участвовал в общерусских делах, например в выплате дани монахам. По этой же причине Новгород не смог стать и центром объединения русских земель. Правившая в республике боярская знать стремилась к защите «старины» и не допускала никаких изменений в расстановке политических сил. Новгородская земля не испытала ужасов монголо-татарского нашествия, но признала себя зависимой от Золотой Орды и стала платить ей дань. С 1478 г. новгородские земли были включены в состав Русского централизованного государства. Новгородская феодальная республика перестала существовать.

Несмотря на распад Киевской Руси, идея единства, единое понятие Руси продолжали существовать. Эти идеи жили в сознании всех русских людей, поскольку дизентеграционные процессы не привели к распаду древнерусской народности. Продолжала развиваться русская культура, сложившаяся на основе культуры славянских племён и находившаяся в постоянном контакте с культурой Византии, стран Европы и Азии. В домонгольской Руси сложилась культура европейского уровня. Накануне монголо-татарского нашествия она достигла подлинного расцвета иного, варяжского происхождения; антинорманисты считают, что оно славянского присхожде

XIII век – время героической борьбы народов Руси за независимость страны: с востока на Русь наступали монголо-татарские завоеватели, с северо-запада – рыцари-крестоносцы, с запада – литовские феодалы, а также шведские завоеватели.

Особенно опасным было наступление на Русь с востока, организованное монгольскими ханами. Монгольские племена, жившие в Центральной Азии в условиях разложения родового строя, в 1206 г. образовали монгольскую империю во главе с Чингисханом. Было создано сильное войско из кочевников и начаты завоевательные походы. В 1207-1215 гг. они захватили Сибирь и Северо-западный Китай, в 1219 г. начали вторжение в Среднюю Азию, а в 1222 г. – в Закавказье. В 1223 г. они появились в причерноморских степях. Здесь на реке Кальке 31 мая 1223 г. состоялась первая битва их с русско-половецким войском, которое было разбито. Но монголо-татары возвратились через Поволжье в Среднюю Азию.

Страницы: 1 2 3

Подобные материалы:

Социальный состав населения
Основным социальным делением в Риме стало деление на свободных и рабов. Единство свободных граждан Рима (квиритов) некоторое время поддерживалось существованием их коллективной собственности на землю и рабов, принадлежавших государству. О ...

Петропавловская крепость
16 (27) мая 1703 года, в день Св. Троицы, на острове заложили крепость. Именно этот день считается днем основания Санкт-Петербурга. Но имя свое крепость получила только 29 июня, когда, в Петров день, здесь заложили церковь Святых Петра и ...

Меньшевики
Видное место на левом фланге освободительного движения России занимал меньшевизм — течение внутри марксизма и российского рабочего движения, фракция РСДРП, а затем с весны 1917 г.— самостоятельная социал-демократическая партия. Как уже о ...