Государственное переустройство Российской империиСтраница 4
Восприняв у Запада лишь техническую и фискальную сторону развития экономики, Петр I не захотел выпустить из-под своей опеки контроль за источниками, масштабами и происхождением купеческих капиталов. А самое главное: Петр не вывел купечество из тяглового состояния, заставив его платить унизительный подушный налог наравне с крепостными крестьянами. Вместо буржуазных свобод, увиденных на Западе, Петр отвел российскому предпринимателю жалкую роль экономической прислуги своих реформ.
Изменить положение купечества просил царя крупный экономический мыслитель петровского времени Иван Посошков, который в своей «Книге о скудости и богатстве» писал: «Торг - дело великое, понеже купечеством всякое царство богатится, а без купечества и даже малое государство быть не может, и того ради под вольным охранением блюсти их надлежит, и от обид их оберегать, дабы они ни от кого обидимы не были и во убожество не входили б, Его Императорскому Величеству приплод бы несли с усердием». Никто не знает, читал ли Петр адресованное ему сочинение, однако точно известно: его автор тут же был отправлен в Петропавловскую крепость, где и умер. (Рукопись И.Т. Посошкова, случайно обнаруженная в архивах тайной канцелярии, была издана Н.П. Погодиным в 1842 г.). В России никогда не ценили новаторов, особенно в такой сфере, как экономика.
Подобные материалы:
Социальные условия развития предпринимательства в Сибири
В результате реформ 1860-х гг. и под воздействием изменившихся социально-экономических отношений изменяется состав и численность купеческого сословия.
Тем не менее, во второй половине XIX в. гильдейское купечество продолжает составлять о ...
Проблема Герата и начало проникновения иностранного капитала в Иран
Во время русско-иранских войн на территории Хорасана систематически происходили восстания местных ханов, которые, отказываясь повиноваться центральной власти, нередко получали поддержку из Герата, входившего при Сефеви-дах в состав Ирана. ...
Меры в области просвещения
Либеральный дух реформ в большей степени был отражен в деятельности министерства народного просвещения. Была принята новая система образования: приходские школы, уездные училища, гимназии, университеты — с установлением преемственности эт ...