Оформление основ абсолютистской монархии в эпоху Петра Великого (1682—1725) потребовало радикальных преобразований всей системы государственного управления. Коренным изменениям подверглась система старых (традиционных) государственных учреждений — Боярской думы и приказов. С организацией в 1699 г. Ближней канцелярии, называвшей ся с 1708 г. «Консилией министров», было подготовлено учреждение в 1711 г. Правительствующего Сената — высшего правительственного органа, наделенного судебными, административными и в некоторой мере законодательными функциями. В 1717—1721 гг. приказная система управления была заменена новыми центральными органами — 11 коллегиями, которые значительно укрепили аппарат управления и усилили авторитет верховной власти. Коллегиальная система отвечала потребностям рационализации управления и по сравнению с приказной имела ряд очевидных преимуществ. Был налажен четкий иерархический порядок в гражданской и военной службе. Практиковавшийся в приказах произвол судей новая система пыталась парализовать (на первых порах) введением коллективного принятия решений.

Реформа центрального административного аппарата предусматривала систематическое разделение управления по ряду ведомств, имевших общегосударственную компетенцию. Важнейшими из них являлись коллегии Иностранных дел, Военная и Адмиралтейская, три другие ведали финансами: Камер-коллегия (сбор казенных налогов), Штате-контор-коллегия (учет государственных расходов), Ревизион-контора Сената (контроль за сбором и расходованием казенных средств). Промышленность и торговля находились в компетенции Берг- (управление горным делом), Мануфактур- (управление легкой промышленностью) и Коммерц-коллегий (организация внешнеторговой деятельности), наконец, сеть местных судебных органов находилась под управлением Юстиц-коллегии. В 1720 г. система коллегиальных органов была дополнена Главным магистратом, управлявшим городским сословием — ремесленниками, объединенными в цеха и купечеством, а в 1721 г. Вотчинной коллегией, ведавшей дворянским землевладением. Учреждение коллегий потребовало уточнения и функций Сената как высшего контролирующего органа: в 1722 г. была введена должность генерал-прокурора Сената и подчиненных ему прокуроров в других государственных учреждениях, призванных следить за их работой.

Совершенствование административной системы проводилось в духе модернизации всех сторон жизни государства: учитывался опыт ведущих европейских стран, что нашло воплощение в ряде законодательных актов, устанавливающих иерархию учреждений и чиновников. Наиболее важными из них являлись «Генеральный регламент» (1720) и « Табель о рангах» (1722). Основное их значение состояло в унификации, систематизации и в целом общей рационализации административной службы. Впервые в истории страны в качестве основного принципа иерархического (чиновного) деления признавались не происхождение и знатность, а личные способности, образование и практические навыки дворянина. «Табель о рангах» разделила службу на гражданскую, военную и придворную. В новом законе было определено 14 классов (рангов) чиновников. Чины с 14-го по 9-й класс по гражданской службе давали право на личное дворянство, а всякий, получивший 8-й «статский» чин или офицерское звание (с 12-го класса) в армии и на флоте, становился потомственным дворянином. В социальном плане это означало определенную «демократизацию» и возможность социальной мобильности, ибо было узаконено приобретение дворянства выслугой и пожалованием монарха (а не передачей сословных преимуществ лишь по наследству).[4]

Укрепление высшего и центрального аппарата сочеталось с реформой местной администрации, начавшейся еще в первое десятилетие XVIII в. В 1708—1715 гг. воеводская администрация была заменена губернской системой управления. Первоначально страна была разделена на восемь губерний: Московскую, Смоленскую, Азовскую, Киевскую, Ингерманладскую (позднее — Петербургскую), Архангелогородскую, Сибирскую и Казанскую, затем были созданы Астраханская, Нижегородская, Рижская, Воронежская. Губернаторы (в Петербурге и Азове — генерал-губернаторы) обладали всей полнотой административной и судебной власти, им помогали ландрихтер (судебные дела), обер-ко-мендант (военное управление), обер-комиссар и обер-провиантмей-стер (соответственно денежные и провиантские сборы). С 1713 г. при губернаторе существовал совет из 8—12 ландратов (первоначально избираемых дворянами, но вскоре только назначаемых). Уезды, во главе которых стояли коменданты (вместо воевод), делились на доли. В 1719 г. была произведена реорганизация всей системы местного управления с целью приведения ее в соответствие с коллегиальной системой центральных учреждений. В административном отношении страна была разделена на 50 провинций, возглавлявшихся воеводами. Губернии были сохранены, компетенция губернаторов была строго ограничена лишь военными и судебными функциями. В территориальном отношении губернатору подчинялась только провинция губернского города. Провинции делились на дистрикты, управляемые земскими комиссарами. Была сделана, правда неудачная, попытка отделить на региональном уровне суд от администрации. В 1719г. были учреждены нижние (в провинциях и городах) и верхние надворные суды во главе с губернаторами. В 1722 г. нижние суды были упразднены, а верхние надворные суды просуществовали до 1727 г.[5]

Страницы: 1 2 3 4

Подобные материалы:

Хозяйство
Хозяйство Росли посевные площади, постепенно переходили к трёхполью, повышалась урожайность, но сохранялся традиционный размер ренты, росла заинтересованность крестьян в результатах своего труда, соответственно, росли производительные си ...

Внутреннее положение в конце V в.
Усиление эксплуатации народных масс тяжело отражалось на хозяйстве общинников. Источники рассказывают о том, что в царствование Бахрама V Гора (421–438 или 439) в Иране у многих крестьян не было рабочего скота и семян для посева. Разоренн ...

XVII век ранний этап первоначального накопления капитала в России. История накопления капитала в России XVIII–XIX вв.
В России процесс первоначального накопления капитала начался лишь в XVII в. и продолжался, по некоторым оценкам, вплоть до 70-х гг. XIX вв. Он характеризовался рядом особенностей, обусловленных своеобразным социально-экономическим развити ...