Членам купеческого семейства, записанным в одно свидетельство на имя «начальника семейства», разрешалось заниматься его торговыми делами. Сын или дочь, достигшие совершеннолетия, могли выбрать свидетельство на свое имя, однако в этом случае они должны были: выписаться из свидетельств своего отца или матери и самостоятельно нести ответственность по своим торговым делам. Столь детальная регламентация состава купеческой семьи диктовалась фискальными интересами государства, для того чтобы ограничить круг лиц, имевших право торговать неразделенным капиталом и предотвратить, таким образом, возможность, уклонения от выплаты гильдейских сборов.

Некоторой спецификой отличалось правовое положение торговцев еврейской национальности. В Российской империи вплоть до начала ХХ в. для евреев занятие торговлей было сопряжено с определенными трудностями.

Для того чтобы противостоять проникновению еврейского капитала во «внутренние губернии», в XIX в. был разработан ряд законодательных актов, согласно которым право выезда за черту получали только те торговцы, кто не менее 5 лет состоял в 1-й купеческой гильдии.

Как только купец-еврей выбывал из 1-й гильдии, он автоматически терял право пребывания вне черты оседлости. Лишь десятилетнее пребывание в 1-й гильдии давало евреям право наследующего свободного проживания в любом месте Российской империи. Кроме того, долгое время купцов-евреев было запрещено возводить в почетное гражданство, было ограничено их право на участие в городском самоуправлении. Несколько уменьшились дискриминационные меры после принятия в 1865 г. Закона «О дозволении евреям жить во всех местах Империи и заниматься безо всяких ограничений, на одинаковых со всеми русскими правах, ремеслами и промыслами».

После принятия этого закона переселение евреев в Сибирь и вовлечение их в местное предпринимательство приобрело массовый характер.

Кроме того, спецификой Сибири и Алтая в частности было то, что здесь еще в прошлом веке сложилась довольно значительная старообрядческая община.

Многие из алтайских старообрядцев стали купцами, обладавшими значительной экономической силой. В Барнауле даже сложилось несколько купеческих династий старообрядцев – Морозовы, Волковы, Козловы. Старообрядцы занимали от 5 до 15% всех купеческих семей Барнаула[19].

Большинство сибирских предпринимателей были мужчинами. Однако иногда во главе собственного дела могла оказаться и женщина.

Нередки были случаи, когда вдова купца официально становилась главой купеческого семейства даже при наличии взрослых детей мужского пола, особенно, если в семье оставался не один, а несколько сыновей. Некоторым из женщин-купчих удавалось довольно успешно заниматься предпринимательством. Так, после смерти в 1894 г. Бийского купца А. Ф. Морозова во главе семейного дела встала его вдова – Елена Григорьевна. Несмотря на то, что ей к этому моменту было уже 62 года и она была практически неграмотна, Е. Г. Морозова в течение 14 лет руководила фирмой, при этом сумела значительно упрочить свои позиции в деловом мире Алтая и Сибири, превратив торговую фирму в торгово-промышленную.

Следует отметить, что правовое положение женщин-предпринимателей имело некоторые особенности.

Женщины – «начальники купеческого семейства», - так же, как и мужчины, могли заниматься предпринимательской деятельностью в тех рамках, которые предполагала принадлежность к той или иной гильдии.

Однако если такая женщина выходила замуж и продолжала выбирать гильдейское свидетельство на свое имя, то она не имела права причислить в состав своего семейства и, соответственно, в состав сословия, своего мужа. Так, например, долгое время не входил в состав купеческого сословия известный томский предприниматель Евграф Королев, поскольку свидетельство на свое имя выбирала его жена Евпраксия Семеновна, бывшая вдова купца Ненашева.

Страницы: 1 2 

Подобные материалы:

Крещение Муромской земли
Город Муром являлся центром небольшой восточной области Руси, расположенной в нижнем и среднем течении Оки и населенной преимущественно муромой — угро-финским народом, близким мордве, а также славянами — выходцами из кривичских земель. О ...

Основные направления внешней политики 1985 - 1991 годы и концепция нового политического мышления
С началом перестройки во внешней политике СССР произошли серьезные изменения. В ее основу легла уже упомянутая философско-политическая концепция, получившая название нового политического мышления. Эта концепция провозглашала отказ от клас ...

Особенности менталитета в средние века и отношение населения Древней Руси к пожарам. Традиции крестьянской общины как условие для становления общественной пожарной охраны
Принципиального изменения самосознания у русичей после принятия православного христианства не произошло. Долгое время в городах, а особенно в деревнях Древней Руси сохранялось двоеверие. Многие традиции славянского и не только славянского ...